Импортозамещение в АПК России: двигаться к цели, преодолевая препятствия
Реализация политики импортозамещения является одной из важнейших стратегических задач России в условиях санкций.
Реализация политики импортозамещения является одной из важнейших стратегических задач России в условиях санкций. И область ее применения достаточно широка. Развитие импортозамещения в агропромышленном комплексе страны — важнейший фактор восстановления продовольственной независимости. Несмотря на то, что ряд вопросов по продовольственной безопасности страны нашел решение, мы остаемся импортозависимыми по ряду направлений. О том, какие пути решения проблем видят участники отрасли, речь шла на стратегической сессии «Перспективы импортозамещения зарубежных решений в АПК» в рамках Х Международного форума технологического развития «Технопром-2023».
Что посеешь…
Одним из актуальных вопросов импортозамещения после введения санкций остается развитие отечественной семеноводческой базы.
Согласно Доктрине продовольственной безопасности, доля семян основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции в сельском хозяйстве страны к 2030 году должна составить не менее 75 процентов.
На сегодняшний же день, по словам Натальи Дмитриевны Чернышевой, директора Agrotech Hub, некоммерческой организации «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» (Фонд «Сколково»), по ряду культур доля импортных семян составляет больше 50 процентов, в том числе кукурузы и подсолнечника. А по таким, как картофель, сахарная свекла, и вовсе доходит до 80 процентов. Соответственно, чтобы обеспечить стабильное развитие нашего сельского хозяйства, необходимо повысить на рынке долю семян отечественной селекции.
По мнению Николая Бенко, директора ООО «Агроплазма», которое занимается методами ускоренной селекции, в частности кукурузы и подсолнечника, проблема с селекцией вызвана не только большим количеством импортных семян, высеваемых в России, но и тем, насколько отечественные компании готовы производить современные семена.
«Практически 75 процентов семян подсолнечника, вызреваемых в России, — это импортные гибриды, селекция которых направлена не только на повышение продуктивности, но и на устойчивость к гербицидам. Кроме того, одним из важнейших направлений в селекции подсолнечника в настоящее время является обеспечение устойчивости к заразихе — одному из самых опасных паразитов, который выживает в условиях, неблагоприятных даже для самой культуры, и обладает удивительным свойством мутировать, подстраиваясь под нового хозяина, — рассказывает Николай Иванович. — Собственно, наша компания сегодня создает конкурентоспособные гибриды подсолнечника, учитывающие эти важные моменты. Причем способности семян мы оцениваем, сравнивая с лучшими импортными. Я считаю, что не следует заменять все семена иностранной селекции на отечественные, потому что без реальной конкуренции на рынке семян нет возможности реального прогресса наших семян».
Говоря о рынке семян кукурузы, он отметил, что доля отечественных сортов здесь достигает практически 50 процентов. Большое внимание уделяется уже не столько технологиям, сколько группам спелости.
Сравнивая уровень конкурентоспособности отечественных гибридов с иностранными стандартами, Николай Бенко отметил, что по урожайности они не уступают. По уборочной влажности, которая показывает уровень себестоимости производства товарной кукурузы, не требующей сушки, есть некоторые признаки отставания. Но работа по улучшению этого показателя ведется. И перспектива по замене семян импортного производства на конкурентные отечественные — реальна.
По его оценкам, достижение 75-ти-процентной доли производства отечественных семян, о которых говорится в Доктрине, по подсолнечнику может произойти ориентировочно к 2025 году. По кукурузе — уже с 2023 года мы можем дойти до уровня такого импортозамещения.
Семена с технологиями
Особое внимание в рамках дискуссии о семенах было уделено еще одной стороне этого вопроса, играющей не менее важную роль при выборе в пользу импортных сортов, — предоставляемом сервисе. Иностранные производители, продавая семена, всегда предлагали вместе с ними комплексную агротехнологию, включающую средства защиты растений, наиболее подходящие для их семян и гибридов, а также определенные рекомендации по их выращиванию. Для наших производителей этого в приоритете не было. Однако сейчас, видя, что данный подход достаточно востребован аграриями, российские производители включились в конкурентную борьбу, активно внедряя свои семена вместе с технологиями возделывания культур и предоставляя в регионах услуги агрономов-консультантов. Таким опытом поделился, в частности, генеральный директор компании «Агроплазма».
Надежда на себя
Еще одним направлением, в котором российскому агропромышленному комплексу необходимо импортозамещение, стала малотоннажная химия.
«Если с точки зрения удобрений российские компании остаются лидерами на мировом рынке, то вопрос по малотоннажной химии, часть продуктов которой мы используем в своих ключевых производственных процессах, в прошлом году обострился. Перед нами появилась задача: оперативно заняться импортозамещением либо собственными силами, либо с помощью наших партнеров», — призналась Анна Александровна Ненахова, Генеральный директор ООО «Уралхим Инновация».
Малотоннажная химия — это производство различных химических реактивов, катализаторов для получения крупнотоннажных продуктов и множества других соединений, требующихся в небольших количествах, но играющих критическую роль во многих областях производства. К сожалению, в России большое число компонентов малотоннажной химии не производится. После введения в прошлом году ряда ограничений, на российский рынок одномоментно перестали поставляться такие продукты малотоннажной химии, как антивспениватели, метаванадат калия и катализаторы.
Начался активный поиск партнеров. Однако команды, которые могут произвести в лабораторных условиях опытные партии антивспенивателей, не всегда могут обеспечить должное качество продукции, от которого зависит результат основного производственного процесса. Риск в данном случае не оправдан, поэтому этот вопрос для крупных компаний пока остается открытым по некоторым позициям.
«С точки зрения создания продуктов малотоннажной химии, которые необходимы нашему производству, мы пытаемся выстраивать консорциумы с внешними партнёрами, которые, используя свою инфраструктуру, разрабатывали бы для нас эти решения, — объясняет Анна Александровна. — Понятно, что на российском рынке сейчас есть ряд сдерживающих факторов, которые не позволяют активно развивать эти продукты. В первую очередь, это — неразвитость рынка по части сегментам и некоторым видам продукции. Не всегда свободен доступ к технологиям, оборудованию. А иногда и вовсе отсутствует материально-техническая база. На наш взгляд, определенную роль здесь должна выполнять программа господдержки непосредственно малотоннажной химии. Чтобы это было на долгосрочном плече и компании могли запустить свои продукты».
Еще одно направление, которому сейчас уделяется повышенное внимание, — производство микроэлементов, необходимых для питания растений, которые используются как добавки к гранулированным удобрениям. Раньше их покупали в Польше. Но события прошлого года ускорили процесс их разработки в нашей стране.
И, как считает Анна Ненахова, развивать стратегически важные производства на территории России правильнее, чем отложить эту сложную задачу на неопределенное время и искать альтернативных иностранных, в частности азиатских, поставщиков, чтобы закрыть эти потребности.
«Сегодня Азия поставляет, а завтра что-то в мире произойдет и уже не будет. Другой вопрос — за чей счет это будет. Ведь сама компания из АПК, например, не сможет покрыть все расходы на производство. Это должен быть, опять же, какой-то консорциум партнеров, инжиниринговые компании, — говорит она и тут же уточняет, что создание таких производств заключается не только в программах поддержки, но и поиске их исполнителей.
Софт есть, дело за «железом»
Не менее важным звеном АПК является цифровая составляющая, доля импортных решений в которой достаточно велика.
С начала СВО тренд на импортозамещение получил активное развитие в сфере растениеводства, поскольку с рынка либо ушли, либо стали очень дорогими многие иностранные игроки. В животноводстве импортозависимость остается очень высокой, поскольку есть сегменты, по которым российских аналогов нет вообще.
Разбирая опыт по импортозамещению ПО в АПК Республики Татарстан, особое внимание было уделено нескольким моментам. Речь шла об успешно запущенной в прошлом году системе, позволяющей управлять отраслью в регионе на основании данных системы. О необходимости наращивать уровень оснащенности агробизнеса. И о проблемах по конкретным видам оборудования и электроники. В частности, до СВО был очень серьезный тренд на доильных роботов и в целом на роботизацию. На текущий момент он остановлен, поскольку полноценных конкурентоспособных российских аналогов до сих пор нет, как, собственно, и отечественных датчиков контроля здоровья и выявления половой охоты КРС. В части высокоточного позиционирования специалисты отмечают присутствие на рынке в основном китайского оборудования, внутри которого американская «начинка». Впрочем, как и в российских системах высокоточного позиционирования.
Есть проблема и в дистанционном зондировании земли. По словам специалистов, в настоящее время приходится обходными путями «качать» американские снимки, поскольку российские не имеют необходимой точности.
Дискутируя о том, почему в животноводстве ситуация с цифровизацией намного хуже, чем в растениеводстве, участники мероприятия пришли к выводу, что в растениеводстве больше софтовой части, в животноводстве — больше электроники. Софт разработать и запустить на рынок проще, чем систему полноценной автоматики. Штучное производство, которое появляется в виде маленьких компаний или стартапов, представляющих собой малый бизнес, не располагает необходимыми финансами, а зачастую — и мощностями, и потому просто физически не успевает полноценно выйти на рынок. Который, к слову, и без того достаточно сложный и консервативный, и заказчика еще нужно убедить в том, что данное решение принесет ему пользу. Для того же, чтобы стимулировать малый бизнес в сфере АПК, ему нужны дешевые кредиты, полноценные меры поддержки по автоматизации со стороны федерального центра и регионов, и стабильный спрос.
Ничего нет невозможного
Тему импортозамещения ПО в АПК подхватила и Ольга Чебунина, советник генерального директора по информационным технологиям ООО «Управляющая Компания «Дамате», обозначив ее одним из стратегически важных в настоящее время направлений деятельности компании.
В прошлом году по поручению председателя правительства в АПК под кураторством Минцифры были созданы индустриальные центры компетенций (ИЦК) по таким направлениям, как растениеводство, животноводство и пищевая и перерабатывающая промышленность. Недавно этот список пополнил ИЦК по рыбохозяйственному комплексу. Поскольку на российских площадках было реализовано очень много западных решений, крупные холдинги активно приступили к их импортозамещению. «Дамате» сейчас является одним из лидеров ИЦК «Животноводство» и реализует проект по внедрению в ООО «Тюменские молочные фермы» отечественной системы управления стадом крупного рогатого скота — «Молоко 2.0», взамен американской системы Дэйри комп, которая предусматривала хранение и обработку данных за пределами территории России, а в новых экономических условиях и вовсе не продлила лицензию, в связи с чем обновления стали недоступны.
Проект на текущий момент признан особо значимым. «Молоко 2.0» замещает зарубежные решения за счет доступности и расширения функциональности. Новая отечественная система включает мониторинг производительности стада, управление селекцией и генетикой, ветеринарный контроль, предиктивную аналитику, производственный контроль. Кроме того, в ней предусмотрен цифровой двойник фермы, где с помощью искусственного интеллекта специалисты смогут моделировать условия и ситуации и анализировать самые разные показатели: от надоев до рациона животных. В дальнейшем эта система будет тиражироваться на отрасль.
На вопрос участников сессии, в какие отрасли после решения проблем в молочном животноводстве следует двигаться дальше с точки зрения импортозамещения ПО, Ольга Александровна ответила: «Есть импортозамещение, а есть создание новых решений. Двигаться надо и в создании новых систем, и в обеспечении фермеров базовыми потребностями, такими как учет, аналитика. Фермеров еще надо убедить пользоваться этими системами. Ввести цифру, аналитику вместо ручки, тетрадки и таблицы Excel — это большой прорыв, на самом деле».
Взгляд региона
Внимательно выслушав всех докладчиков, о ситуации в регионе в рамках сессии рассказал и Евгений Михайлович Лещенко, заместитель Председателя Правительства – министр сельского хозяйства Новосибирской области, сразу обратив внимание участников мероприятия на то, что в части импортозамещения в семеноводстве и селекции она у нас кардинально отличается от той, что в целом по России.
«Мы очень тесно и конструктивно работаем с представителями Краснодарского края, с национальной ассоциацией производителей семян кукурузы и подсолнечника, с «Агроплазмой» и многими другими, поэтому 99 процентов высеянной у нас кукурузы — российской селекции, 80 процентов подсолнечника — российские. Соя — полностью российская. Хотелось бы отметить другое. На сегодняшний день наметилась негативная тенденция — увеличение объема высева семян зернобобовых культур иностранной селекции. Это катастрофа. Именно гороха. Здесь полностью перешли на иностранные, в связи с чем у нас пошла отрицательная динамика по зерновым и зернобобовым: мы с 92 ушли на 75 процентов. Это настораживает», — сказал он.
Рассказав о сотрудничестве с «Уралхимом», Евгений Михайлович подтвердил, что удобрения в Новосибирской области на 99 процентов используются российские. Однако заметил, что такой сегмент малотоннажной химии, как микроэлементы, вызывает тревогу, поскольку в них есть большая востребованность у крупных тепличных комплексов, а соответственно — зависимость от параллельного импорта, с помощью которого в настоящее время идет их поставка в регион для овощеводства закрытого грунта и набирающего обороты цветоводства.
«Везем как только можем, поэтому хотелось бы обратить на это особое внимание, — сказал он и добавил. — Как и на иностранную селекцию семян овощей закрытого грунта».
Что касается цифровых технологий, министр порадовался за опыт Татарстана, но тут же уточнил, что Новосибирская область стала вторым регионом в Российской Федерации, внедрившим собственную государственную информационную систему. Она получила образное название: «Господдержка АПК». В эту систему подгружено всё: и отраслевая отчетность, и планирование. Возможно применение и выгрузка информации с учетом самых разных фильтров в разрезе районов, предприятий, направлений господдержки.
«Единственное, что мы сделали фальстарт в свое время, — до «Господдержки АПК» разработали отдельную информационную систему: мониторинг и учет земель сельхозназначений на другой платформе, и сейчас не знаем, как ее интегрировать. Но это наша задача на ближайшие годы», — признался Евгений Лещенко.
Кроме того, он согласился с мнением Ольги Чебуниной относительно того, что в животноводстве сейчас наблюдаются серьезные затруднения:
«Если в растениеводстве у нас есть всё, вплоть до железа — своё, включая систему управления технологическими процессами. Мы делаем нормы высева и нормы внесения удобрений, модернизируем такие посевные комплексы, как Джон Дир. То в животноводстве, я соглашусь, сделали гораздо меньше».
Подтвердил это и Игорь Анатольевич Елисеенко, председатель правления «Союзмолоко.Сибирь», член правления Национального союза производителей молока (СОЮЗМОЛОКО), председатель совета директоров компании «МолСиб», рассказавший о том, что после отказа крупной мировой компании поставлять оборудование на российский рынок, дилерами которой они являлись долгое время, было принято решение: самим производить оборудование здесь, в Новосибирской области.
«Железо сейчас все изготавливается здесь, но что касается автоматизации, программного обеспечения, то здесь мы, конечно, далеко отстали. В настоящее время мы находимся в диалоге с компанией «Дамате» и готовы на своих фермах внедрять новые решения. Уверен, что Новосибирская область в плане молочного животноводства будет идти впереди», — заключил он.
А организаторы стратсессии, узнав о положительном опыте региона, выразили надежду на то, что, возможно, его удастся срастить со Сколково.
Алиса Золотарева,
фото Константина Кутузова
Последние новости
Открытие новой инфекционной больницы в городе
Современное медицинское учреждение откроет новые возможности для лечения инфекционных заболеваний.
Смена руководства в мэрии Новосибирска
Олег Клемешов покинул пост первого заместителя мэра города.
Культурные события в Новосибирске
Город предлагает множество мероприятий для жителей и гостей.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований