«Нужно всегда быть начеку»

Министр цифрового развития и связи НСО Сергей ЦУКАРЬ — о противостоянии кибератакам, перспективах развития «Госуслуг» и пользе робота Николая.

Министр цифрового развития и связи НСО Сергей ЦУКАРЬ  — о противостоянии кибератакам, перспективах развития «Госуслуг» и пользе робота Николая.

 

СЕРГЕЙ ЦУКАРЬ
Родился в 1990  году в Новосибирске. В  2012  году с отличием окончил Сибирский институт управления  — филиал РАНХиГС по специализации «Информационные технологии в сфере государственного и муниципального управления». С  2012 по 2018  год работал на различных должностях в областном департаменте информатизации и развития телекоммуникационных технологий. В  2018–2019  годах в должности замруководителя департамента отвечал за реализацию проектов по построению электронного правительства и отраслевую информатизацию в НСО. С  августа 2021  года  — и.  о. министра, в октябре 2021-го назначен министром цифрового развития и связи региона. Сколько стоит безопасность?

— Сергей Сергеевич, разговор о цифровом развитии, наверное, логично начать с цифр. Известно, что бюджет вашего министерства довольно скромен в сравнении со многими другими. Тем не менее  — что это за деньги и куда они расходуются?

— Наше финансирование на 2023  год составляет порядка трёх миллиардов рублей. Существенная часть этой суммы  — 60–70  процентов  — идёт на поддержание работы огромной инфраструктуры: информационных систем, телекоммуникационного и серверного оборудования, содержание оптоволоконных сетей, которыми связаны все райцентры, сельсоветы, больницы (это около семи тысяч километров), продление техподдержек и так далее. Остальные средства  — на развитие. В  этом году будет создан региональный Центр мониторинга кибербезопасности SOC (Security Operation Center), который позволит в круглосуточном режиме мониторить все атаки на наши защищённые сети.

— Существующий Центр защиты информации в прошлом году довольно успешно справлялся с кибератаками на наши органы власти. Зачем создавать новый центр, какого типа угрозы ему предстоит предотвращать?

— SOC  — это более высокий уровень защиты, там даже будет предусмотрена такая функция, как компьютерная криминалистика, когда любая попытка проникновения расследуется буквально, как преступление,  — от и до.

Что касается типов кибератак и мотивации хакеров, то можно выделить две основные группы. Первые  — корыстные: похитить или зашифровать какие-то данные с целью последующей продажи или требования денег за дешифровку. Последнее, кстати, весьма сложный и изощрённый вид киберугроз, поэтому и противостоять им нужно на соответствующем уровне. А  большая часть атак проводится с целью не только временно парализовать работу различных сайтов или сервисов, но и показать слабость, уязвимость власти. Хотя и с бытовой точки зрения крайне неудобно для людей, когда, например, парализована работа медицинских учреждений. У  нас, повторюсь, таких серьёзных «прорывов» не было, атаки успешно отражались, но киберпреступники не стоят на месте, и нам всегда нужно быть начеку.

Невидимая польза

— Недавно вы приводили статистику , что только за счёт 40  процентов новосибирских водителей, подключивших получение штрафных квитанций в электронном виде, удалось сэкономить для бюджета десятки миллионов рублей. А  есть ещё какие-то конкретные примеры выгоды от цифровизации?

— Электронные сервисы экономят наш главный ресурс  — время. Мы посчитали, что в прошлом году жители области запросили 42  миллиона различных документов, благодаря чему каждый человек сэкономил порядка 40  часов. Вот и посчитайте сами, что вы можете сделать, произвести за полную рабочую неделю и сколько денег заработать.

В  рамках межведомственного электронного взаимодействия органы власти области сэкономили одной только бумаги, на производство которой потребовалось бы спилить пять гектаров леса  — это половина площади Центрального парка в Новосибирске.

Наконец, сервис «Господдержка АПК», работающий с 2018  года. У  нас около 400 крупных сельхозпредприятий, почти две тысячи фермерских хозяйств, находящихся в разной удалённости от Новосибирска. И  практически невозможно посчитать, сколько времени, бензина, запасных частей сэкономлено, когда пропала необходимость постоянно возить бумажки в министерство. Направлений цифровизации немало, и по каждому из них идёт реальная экономия как денежных, так и человеческих ресурсов.

— Со стороны кажется, что в «Госуслугах» сейчас практически всё. Каковы дальнейшие перспективы их развития?

— На самом деле немалые. Те же водители как частный пример: у нас стоит задача довести количество получающих уведомления о штрафах до 70–80  процентов. Это удобно и самим людям, и для бюджета экономия  — заказное бумажное письмо обходится областной казне в 70  рублей, а электронное уведомление  — в 7  раз дешевле.

Сегодня у нас все 90 социально значимых услуг переведены в электронный вид, но только 37 не требуют посещения ведомств. По остальным всё-таки один-два раза куда-то нужно сходить: получить справку или уже забрать конечный результат услуги  — удостоверение, сертификат и так далее. И  далеко не все услуги проактивны: человек имеет право на какую-то льготу, но получать её сможет только после подачи заявления. Поэтому задача министерства по этому направлению на 2023–2024  годы  — постоянно увеличивать количество полностью удалённых и проактивных госуслуг.

Не отстать от времени

— Сергей Сергеевич, прошлый год ознаменовался рядом федеральных и областных мер поддержки IT-сектора . Можно ли уже оценить какой-то эффект от них?

— Некоторые федеральные меры, такие как грантовая поддержка или льготное кредитование, пока не очень «пошли» как у нас в области, так и по России в целом. К  примеру, из трёх тысяч наших IT-компаний и предприятий заявки на гранты подали всего около  30. Наша основная задача на этот год  — понять, почему это происходит, есть ли какие-то механизмы на региональном уровне, которые способны исправить ситуацию. Также мы собираемся серьёзно «прокачать» работу с нашей ассоциацией IT-предпринимателей: найти реальных лидеров общественного мнения по направлениям, создать рабочие группы. Чтобы мы реально понимали: какие запросы у разработчиков игр или программного обеспечения, что беспокоит работников телекоммуникационных компаний. Возможно, нам нужно будет немного увеличить региональное софинансирование, чтобы и федеральные меры поддержки работали эффективнее.

Что же касается только региона, то мы больше вложились в образовательный сегмент и будем эту работу продолжать. Есть вариант увеличения мест в базовом колледже информатики и вычислительной техники, также большое внимание мы уделим новым подходам к образовательным программам с привлечением IT-компаний. Ну и наверняка вскоре выйдем с предложением к правительству и депутатам заксобрания о продолжении и совершенствовании мер поддержки преподавателей колледжей и школьных учителей информатики.

АКЦЕНТЫ

О цифровизации села
— Главная наша задача до 2025  года  — полностью обеспечить сотовой связью и мобильным интернетом все населённые пункты, где проживают от 100 до 500  человек. Если в 2022  году вышки сотовой связи появились в 36  сёлах и деревнях, то в 2023-м их будет уже  74. Есть и отдельное направление одной из программ, по которой мы можем подключать жителей совсем маленьких поселений  — менее 100  человек  — к проводному интернету. Крупным компаниям этот сегмент рынка неинтересен, но есть несколько небольших региональных телеком-операторов, работающих в данном направлении. И  министерство по мере возможностей им помогает.

О единой горячей линии
— В Новосибирской области скоро появится единый номер горячих линий различных министерств и других госучреждений, по которому жители смогут получать информацию по широчайшему кругу вопросов или оставлять свои жалобы на работу различных госструктур. Сервис востребованный: у нас в регионе более  50 таких горячих линий, и в прошлом году к их услугам люди прибегали порядка 600  тысяч раз. Главная задача, которую решит единый кол-центр,  — повышение качества обслуживания, которое нередко ограничено рабочим расписанием специалистов, отвечающих за связь с населением.

О роботе Николае
— Во-первых, он постоянно повышает свои компетенции  — скажем, сейчас в ночное время, когда операторов меньше, три звонка (запроса) из десяти Николай может обработать сам. Во-вторых, он приносит и вполне конкретную бюджетную экономию. По нашим подсчётам, робот заменяет порядка 70 живых операторов кол-центров. Если сложить среднюю по новосибирскому рынку зарплату этих специалистов, то сумма составит около 30  миллионов рублей в год. Так что робот Николай  — это не только удобно, но и выгодно! Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

Последние новости

Рекорд тепла в Новосибирске в ноябре 2024 года

Температура достигла 13,2 градуса, побив предыдущие рекорды.

Вручение первых паспортов в Новосибирском районе

Граждане России получили свои паспорта на торжественной церемонии.

Прокуратура Новосибирской области организовала экскурсию для детей-сирот

Сотрудники прокуратуры провели мероприятие для детей из Центра помощи.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Дзержинске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *