Поезд идет на Восток? Колонка С. Максимова о смене логистических потоков
В советское время был такой фильм с названием «Поезд идет на Восток».
С. Максимов
В советское время был такой фильм с названием «Поезд идет на Восток». Рассматривая современное состояние перевозок контейнерных грузов в восточном направлении, вполне уместно задаться вопросом: а идет ли поезд на Восток?
В условиях санкций, наложенных на Россию США и странами ЕС, ограничений по использованию иностранных транспортных средств, произошла смена логистических потоков. Проще говоря, был осуществлен разворот логистики на Восток.
В 2022 году сложилась критическая ситуация с отправлением контейнерных поездов в направлении сухопутных пограничных переходов с КНР, а также в регионы и порты Дальнего Востока, в Якутию и регионы Крайнего Севера, связанная со значительным снижением согласованных ОАО «РЖД» заявок на перевозку контейнеров (форма ГУ-12). Процент согласования заявок компаниям-членам «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» в апреле 2022 года составлял 19,9 %. В мае — 17,6 %. В сентябре — всего 4,7 % от поданных заявок. Даже по тем контейнерам, что удалось отправлять, задержки отправления составляли более одного месяца.
В январе–феврале 2023 года ситуация еще более усугубилась, процент согласований ГУ-12 был на уровне 4 %, наблюдалась перегрузка мощностей контейнерных терминалов, ряд из них вообще отказались брать контейнеры для отправки.
Данная ситуация была связана с несколькими факторами. Санкционной политикой стран ЕС и переориентацией грузопотока на Восток. Признанием угольных грузов приоритетными и ростом их перевозки в направлении портов Дальнего Востока и сухопутных пограничных переходов. Недостаточным уровнем развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (Транссиб и БАМ) и инфраструктуры пограничных переходов, морских портов. Закрытием Китая на прием и отправку грузов в связи с ковидными ограничениями.
Всё это приводит к тому, что экспортные грузы не могут быть отправлены иностранным получателям. Экспортно-ориентированные компании, не только транспортные, но и промышленные, торговые, вынуждены платить неустойки и в целом теряют иностранные рынки сбыта.
В качестве примера можно отметить, что объем экспортных отправок пиломатериалов из СФО в 2021 году составил 8,1 млн тонн (13,7 млн куб. м) или 2,6 млрд долларов США (значительная часть отправок шла через Новосибирский транспортный узел). Из-за загруженности Восточного полигона Транссиба и невозможностью отправки пиломатериала объём его экспорта в СФО в январе–августе упал на 39,6 %, а производство пиломатериалов сократилось более чем на 12,2 %.
Еще одним фактором ухудшения ситуации с перевозками контейнеров стало то, что морские порты не имеют достаточно развитой инфраструктуры для приёма большого количества судов.
В связи с уходом из России контейнерных перевозчиков Mediterranean Shipping Company (MSC), Maersk и CMA CGM, на долю которых приходилось 51,6 перево-зок контейнеров морским транспортом, образовался дефицит судов контейнеровозов. К концу года его удалось заполнить флотом из других, дружественных стран, в том числе КНР. Однако, в отличие от указанных выше компаний, обладавших судами, способными единоразово перевозить шесть-восемь тысяч контейнеров, заменившие их суда имеют вместимость 400—800 контейнеров. В этой ситуации существенно выросло число судов, заходящих в российские дальневосточные порты, в том числе во Владивосток. Инфраструктура портов оказалась не готовой к приёму такого количества судов.
Серьёзная ситуация сложилась с отправкой грузов в регионы Дальнего Востока, для нужд экономики и населения. Это, прежде всего, социально важные грузы, в которых остро нуждаются регионы для обеспечения товарами продовольственной (зерно, мука, комбикорма, маргарин, крупа и другие) и минерально-строительной группы.
Новосибирск является одной из ведущих точек по формированию грузов для Северного завоза. Круглогодично идут отправки контейнеров в адрес железнодорожных станций Усть-Кут, Лена, Томмот, Беркакит, в том числе с целью аккумулирования там грузов для навигации с последующей доставкой в Ленск, Якутск, Мирный. В нынешних условиях может быть сорван Северный завоз 2023 года. В Якутии и районах Крайнего Севера могут возникнуть проблемы с поставками продовольствия.
Проблемы возникают с перевозками контейнерных грузов в адрес получателей в Красноярском, Забайкальском краях, Иркутской области.
В настоящее время, за счет проводимых Правительством РФ и ОАО «РЖД» мероприятий по модернизации Транссиба и БАМа, удалось существенно увеличить их пропускную способность. Лимиты отправок контейнеров в восточном направлении увеличены, однако это не решает проблемы, так как они направлены на вывоз уже скопившегося на контейнерных терминалах парка, а новые грузы для отправки фактически не принимаются. Кроме этого, значительная часть новых пропускных способностей опять отдаётся для вывоза угля на экспорт.
В связи с вышесказанным, для обеспечения развития грузоперевозок из регионов Сибири на Восток требуется обеспечить комплексное развитие транспортно-логистической инфраструктуры всего Восточного железнодорожного полигона (Транссиба и БАМа), сухопутных пунктов пропуска, морских дальневосточных портов.
Решение этих задач имеет первоочередное значение с учетом углубления развития внешнеэкономических связей России и Китая.
На встрече в Москве Президент России В. В. Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин неслучайно большое внимание уделили вопросам обеспечения бесперебойности перевозок и развития логистики между нашими странами.
Существенные ресурсы, силы и средства в настоящее время концентрируются для решения данных задач. В том числе, ежегодно будет увеличиваться пропускная и провозная способность Транссиба и БАМа.
Однако ряд вещей по развитию контейнерных перевозок, включая экспортно-импортные, можно сделать уже сейчас. Такими мерами могут быть: признание контейнеров приоритетным грузом, в том числе над экспортными отправками угля; увеличение перевозки контейнеров за счёт вновь вводимых пропускных способностей на Восточном полигоне; создание понятной «прозрачной» системы согласования/отклонения заявок на перевозку; организация на ключевых железных дорогах «Центров по планированию контейнерных перевозок» из расчета на неделю, месяц, квартал.
Данные меры позволили бы уже сегодня снять остроту проблемы и увеличить объём перевозок контейнерных грузов.
С. Максимов,
президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири»,
кандидат философских наук
Последние новости
Под Новосибирском возведут бытовой городок для строителей Интеграда
Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области ищет подрядчика на обустройство бытового городка для строители микрорайона научно-образовательной деятельности «СмартСити — Новосибирск».

Памп-трек и фестивальная поляна появятся в сквере на Демакова в Новосибирске
Кроме того, в зеленой зоне будет установлен павильон «Амбар» На благоустройство сквера на улице Демакова мэрия Новосибирска планирует направить 181 млн рублей.
Стало известно, когда запустят речные прогулки в Новосибирске
Компания «Речфлот» опубликовала расписание первых в этом сезоне теплоходных прогулок по Оби.
Световой потолок в Центральном парке перевели на весенний режим работы
Центральный парк обновил режим работы светового потолка на аллее, ведущей к музыкальному театру.