110 обликов Александра Выскрибенцева
Солист Новосибирского Музыкального театра, народный артист РФ, лауреат премии «Золотая Маска», пятикратный обладатель новосибирской премии «Парадиз», официально признанная музыкальными критиками «Легенда»,
Солист Новосибирского Музыкального театра, народный артист РФ, лауреат премии «Золотая Маска», пятикратный обладатель новосибирской премии «Парадиз», официально признанная музыкальными критиками «Легенда», кавалер ордена Дружбы, олимпийский факелоносец, одна из ярчайших звезд театрального Новосибирска... Д раматург, режиссер, хореограф, педагог... Всё это – гость нашего номера, актер Александр Тимофеевич Выскрибенцев.
Сама судьба привела в театр
В театр Александр Выскрибенцев пришел, как он выражается, самым естественным путем: его привела сама судьба. И выписала она столько зигзагов, что хватило бы не на одну жизнь!
Будущий Народный артист России родился в Новокузнецке. На семейных и соседских посиделках был «звездой» – так замечательно плясал, пел и читал стихи. Когда пошел в школу, то первое, что услышал, переступив порог Alma mater, было... пение – где-то занимался школьный хор, звучала мелодичная песня «Школьные годы чудесные». Маленький Саша пошел на звук, оказался в актовом зале. И остался. Никто даже не спросил: кто такой, как зовут... Он просто встал в шеренгу хора и стал петь вместе со всеми, ведь песен знал очень много! На первом же смотре школьной самодеятельности выступил вместе с коллективом, как будто занимался с ребятами с самого начала. Позже, уже осознанно, записался в хор мальчиков в Дом культуры и быстро стал солистом. А еще много времени проводил в балетном зале ДК. Там преподавал прекрасный педагог Николай Иванович Казимиров, работавший до этого в труппе Большого театра.
«Мне вообще везло на уникальных специалистов, вспоминает Александр Тимофеевич. – Однажды в нашу школу пришел учитель с высшим консерваторским образованием – Виктор Андреевич Богоявленский. Прекрасный, жизнерадостный, образованный человек, который окончательно влюбил меня в сценическое дело. Я стал ходить к нему домой на индивидуальные занятия. Учитель разучивал со мной песни на итальянском и немецком языках, старался дать максимум знаний. И предупреждал, что голос может исчезнуть. Советовал радоваться, пока он есть, и запомнить это время...».
Мечтал петь, как великий Карузо!
– Вы мечтали о карьере оперного певца, а покорили сцену музыкального театра…
– Да, в детстве я мечтал петь в опере, как великий Карузо. Но потом повзрослел, увлекся танцами. И мой вокал уже не был столь убедительным, как мечталось когда-то. Да и жизнь всё время подталкивала к иному пути. Когда окончил консерваторию, мне поступило предложение от Театра музыкальной комедии пройти прослушивание. Я исполнил отрывок партии Альфреда из «Летучей мыши», и меня приняли на мою первую роль. Но потом пришло дикое разочарование – приходилось играть какого-то тракториста-говоруна, вместо того чтобы петь великие арии! А через год всё прошло – посыпались замечательные роли, и всю жизнь эти роли радовали меня.
Я получил «Маску» за то, что сопротивлялся
– Говорят, накануне юбилея администраторы заставили подсчитать, сколько именно ролей вы сыграли в Музыкальном театре. Даже список потребовали! Получилось 110!
– Это только в Музкоме, не считая студенческих работ. Но на первых порах мне пришлось сыграть очень много махоньких эпизодов. Может быть, для кого-то это и не роли вовсе, но для меня – это первые шаги на сцене, и они запомнились на всю жизнь. Вот выносят нотариуса Киссса – я должен зарегистрировать брак Сильвы и Эдвина. Там какая-то 25-я роль с краю... Но как же я к ней готовился! Напридумывал такую кучу эффектных приспособлений, что начал переключать на себя внимание с главных героев. Но режиссер Анатолий Мовчан успокоил меня: «У них во-о-н какие роли, а у тебя всего-то... Пусть остается», и я воспрял духом. Он любил, когда актеры привносят в образ нечто оригинальное. С тех пор я всегда стремлюсь сделать своего героя необычным. Кстати, даже получил «Маску» за роль, в которой сопротивлялся изо всех сил, а режиссер меня ругала, очень была мною недовольна. Но я навязал-таки то, что хотел – а хотел я танцевать! Мне позволили и сочинить эти кусочки, и вставить их в сценарий...
Роль Миллионера в мюзикле «В джазе только девушки», который в 2004 году поставила Сусанна Цирюк, стала очень индивидуальной и получила «Золотую Маску». Хотя герой получился немножко отличным от того, каким его задумывал режиссер. Сегодня это самый старый спектакль в репертуаре Новосибирского Музкома. Он до сих пор пользуется неизменным успехом и собирает полные залы.
В театре возможно всё!
– Репертуар театра постоянно обновляется, спектакли уходят со сцены, а вместе с ними – и ваши любимые персонажи. Есть такие, по которым вы особенно скучаете?
– У меня настолько много было дорогих сердцу ролей, что даже перечислить трудно. К примеру, Кречинский в «Свадьбе Кречинского». Что-то в этой роли было такое, что приносило наслаждение и на спектаклях, и на репетициях при пустом зале. Очень хорошая музыка, прекрасная литература и играть – одно удовольствие. Или Марчелло в спектакле «Страсти святого Микаэля». Это такое чудо! Мой герой готов был пожертвовать собой, жизнью и даже любовью ради дружбы. Может, там не было высокой литературы, но отношения внутри спектакля складывались самые лучшие. Еще одна роль, по которой скучаю, – Попандопуло в «Свадьбе в Малиновке». Я пропитался ею, она давала свободу на сцене, я был отчасти самим собой, входя в кураж моего героя. Я просто обожаю эту роль! Конечно же, я грустил по ним. Но потом научил себя расставаться со своими персонажами с улыбкой. Много любимых людей уходит с этой планеты. Я с благодарностью и со светлым чувством их провожаю. А уж с ролями я непременно справлюсь!
Говорят, нельзя дважды войти в одну и ту же воду. Александру Тимофеевичу это удалось. Два раза играл Генриха Айзенштайна, в двух разных постановках – и совершенно по-разному. И Пеликана в «Принцессе цирка» – тоже дважды, и тоже по-другому. Так что в театре, говорит мой собеседник, дважды в одну воду входят. В театре возможно всё!
Благодаря ролям я становлюсь более счастливым
– Театр и жизнь порой так переплетаются, что иногда сложно отделить личность артиста от личности героя. Выходит, на сцене актер играет роль, а роль, в свою очередь, играет им самим. Некоторые остаются с актерами навсегда, изменяя характер и даже судьбу... Александр, признайтесь, есть роли, которые на вас повлияли? Вы как-то изменились, благодаря своим персонажам?
– Вы знаете, раньше я такую мысль отрицал, но потом обнаружил, что таки да – происходит взаимный энергообмен. Помню, меня утвердили на роль Бабса Баберлея – тетушку Чарли из Бразилии, где много диких обезьян – в спектакле «Тетка Чарлея». И вот когда я начал готовиться, то вдруг понял, что никак не похож на леди. Угловатый, страшный, неженственный. Что делать? Каждое утро вставал перед зеркалом и начинал выяснять, чего мне хватает, чтобы быть похожим на Бабса? Понял – покрой платья, которое предлагали костюмеры, рассчитан на полную даму, а я худой! И сам нашел другой фасон. Постепенно во мне стали проявляться какие-то более женственные черты, мягкая пластика. Я развивался уже в противоположном направлении... Мне всё чаще стали давать роли веселые и заводные. И вдруг я стал замечать, что в жизни становлюсь всё более счастливым, потому что мои персонажи были очень счастливые – веселые, умные, излучающие добро и готовые любить с первой секунды! И очень энергичные. Это было главным требованием режиссеров для этих ролей. Так, постепенно я обнаруживал, что без улыбки я никуда не могу войти. Я благодарен за это театру!
Я всегда старался сделать роль «с запасом»
– Все ваши роли невероятно заводные. Вы прекрасно танцуете, перемещаетесь по сцене... Откуда столько сил и энергии?
– Наверное, благодаря маме... Она была очень энергичная женщина, и это передалось мне. По правде говоря, вся моя жизнь проходит в тренировках. К примеру, когда учился в консерватории, меня прозвали «спутником», потому что ежедневно бегал вокруг общежития. Бытие абсолютно подчинено сцене, поэтому двигательную активность терять нельзя ни на минуту. Знаете, я всегда старался сделать роль «с запасом». Он воспитывался за кулисами. Насочиняю множество разной сложности танцевальных эпизодов и приемов, а на сцену выношу только часть. Благодаря этому я всегда сильнее, чем это требуется для роли. Так она и остается – «с запасом». А еще есть внутренняя дисциплина, здоровый образ жизни, стремление вволю поспать и двигаться. Круглый год! Лыжи, бег, купание на море, зарядка на пляже, тренажеры... Ну а когда возникают болячки, я их стараюсь устранять кардинальным образом. Не бывает людей, к у которых не случаются неприятности со здоровьем: мы все травмируемся, ломаемся, надрываемся, и нас надо чинить... Я справляюсь с этими неприятностями безотлагательно! И пока сердечко бьется в радостном ритме, ты не принимаешь решения об уходе...
Главный злодей Музыкальной комедии
У каждого актера есть роли тяжелые, которые играются на надрыве. И здесь уже сознательно ставятся препоны, чтобы не поддаться и не выпустить счастье. «Перед тем как выйти на сцену, ты постоянно мысленно работаешь в этом направлении и нарабатываешь отрицательные качества. Злоба, зависть, корысть, мстительность, желание возвыситься над великими мира сего», – рассказывает Александр Выскрибенцев.
– У меня есть такая роль – колдуна Фросина в спектакле «Тристан и Изольда». Этот персонаж – олицетворение зла. Как страшно впустить в себя такое чувство! Всё идет на уровне раздвоения личности – до такой степени он маниакально злой...
Во время спектакля «Тетка Чарлея», в которой нынче Александр Выскрибенцев появляется перед зрителями в образе Спетлайга, я услышала фразу, которую шепотом произнесла дочка своей маме: «Смотри, главный злодей Музкомедии!». Наверняка, девчушка смотрела фолк-оперу «Тристан и Изольда» и мюзикл «Дуброffский».
– Дело в том, что рано или поздно, с возрастом, уходят те самые роли – улыбчивые, влюбляющиеся. Их становится всё меньше и меньше, – поясняет мой собеседник. – И тебе уже поручают, в соответствии с твоим реальным образом, жесткие, неприятных персонажей. Но все равно с юмором. Конечно, портрет актера складывается по совокупности ролей. Но всё равно здорово, что на последней, приближенной к сегодняшнему дню, стадии я услышал такой отзыв о себе. Нет, я вовсе не собираюсь уходить из театра. Конечно, когда-нибудь все уходят. Но мы еще поживем и порадуемся жизни!
Пора начинать новую жизнь!
– Путь длинною в 70 лет. Это серьезная дата. Чего вы еще ждете от жизни? Что хотите и на что готовы пойти ради своей мечты?
– Я загадывал такой вариант – начать еще одну жизнь, но пока на это не хватает решимости. Я понимаю, что не получу больше таких ролей, какие у меня были. Возраст есть возраст. Думал и вставал в тупик. Потому что не представляю, какой она должна быть – моя новая жизнь? Так родилась песенка:
Что ты, мама, натворила:
Сыну голос подарила.
Сценой заболеть навек заставила,
Привела в театр и там оставила...
Выйти за пределы театра сложно. Если когда-нибудь это удастся, я хотел бы посмотреть мир. Ведь в жизни я ничего не видел, кроме театра! Общаясь с людьми, я был поглощен какой-то ролью. И мир проходил в как бы другом измерении. А я хочу узнать реальность! Вспоминается поход в восьмом классе. Нас повели в горы. В какой-то момент восхождения пошел дождь, и мы решили разбить на склоне палатки, чтобы переждать непогоду. В укрытии я быстро уснул, а проснувшись под утро, выглянул наружу и обалдел: панорама была невероятной! Одно из самых сильных впечатлений моей жизни! Я думаю, для того, чтобы увидеть всё в полном объеме, нужно, преодолев трудности, подняться на эту самую точку обзора и выглянуть из своей палатки жизненных обстоятельств! А для этого надо начинать жить по-новому. Хотя бы попробовать...
…Бенефис Александра Выскрибенцева прошел на сцене Новосибирского музыкального театра 16 февраля. Концертная программа «Легенда улыбается» собрала полный зал! Юбиляр принимал поздравления от руководителей Новосибирской области и города, от театральных коллективов, коллег и, конечно же, учеников. К поздравлениям присоединяется и редакция газеты «Бумеранг». Многие лета, Александр Тимофеевич!
Досье «Бумеранга». Александр Тимофеевич Выскрибенцев. Солист Новосибирского музыкального театра с 1979 года. За 40 лет работы в театре сыграл более 110 ролей.
Окончил сначала Сибирский металлургический институт, затем Новосибирскую государственную консерваторию имени М.И Глинки. Народный артист РФ, кавалер ордена Дружбы, лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая мужская роль». Пятикратный лауреат новосибирской театральной Премии «Парадиз», факелоносец XXII зимних Олимпийских игр.
Долгое время руководил молодежной студией театра, являлся педагогом и постановщиком спектаклей. Автор трех мюзиклов, хореограф, режиссер, автор либретто и сценограф собственных постановок: «Любовь и кошки», «Девочки эмансипе», «Кастинг.ру». С 1989 по 1998 годы работал в Новосибирской государственной консерватории в должности профессора по классу «Актерское мастерство».
Единственный актер в городе, имевший свой фанклуб с названием «КЛАВ» – Клуб любителей Александра Выскрибенцева.
Больше ответов и больше фото – на сайте bumerang . nsk . ru
Лилия Вишневская. Фото автора
Последние новости
Правила безопасности во время новогодних и рождественских праздничных дней
Специалисты департамента по чрезвычайным ситуациям и взаимодействию с административными органами мэрии города Новосибирска предупреждают новосибирцев о необходимости соблюдения правил безопасности во время новогодних и р
Уборка городской улично-дорожной сети
За прошедшие сутки дорожно-эксплуатационные учреждения Новосибирска вывезли с магистралей и улиц города около 13 тысяч кубометров снега.
Один из старейших заводов Новосибирска выставили на торги за 1,5 млрд
Имущественный комплекс ОАО «Сибэлектротерм» на улице Петухова планируют продать с молотка.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией