«Царская невеста» в НОВАТе: от тонкого лиризма до жесткого драматизма
Премьерой грандиозной оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» НОВАТ открыл новый театральный сезон, — свое прочтение великой русской музыкально-исторической драмы представили публике художественный руководитель НОВАТа,
Премьерой грандиозной оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» НОВАТ открыл новый театральный сезон, — свое прочтение великой русской музыкально-исторической драмы представили публике художественный руководитель НОВАТа, дирижер Дмитрий Юровский и главный режиссер театра Вячеслав Стародубцев.
Сегодня в музыкальный театр приходят, конечно, не столько слушатели, сколько зрители. Учитывая эту тенденцию, главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета Вячеслав Стародубцев строит свои спектакли так, чтобы музыкальная и визуальная составляющая постановки были равноценны, но его художественная концепция всегда подчинена композиторскому замыслу.
Масштабная новая «Царская невеста» не стала исключением: после премьеры искушенные ценители оперного искусства восхищаются работой солистов и оркестра под управлением Дмитрия Юровского, а оперные неофиты, пришедшие на премьеру по «Пушкинской карте» (а их в зале было немало), говорят, что без намека на скуку посмотрели более чем трехчасовой оперный спектакль, благодаря тому, что «жизнь» на сцене была очень динамичной, насыщенной цветовыми, световыми, пластическими акцентами, и отсылками к современной культуре.
Режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев не скрывает своего особого отношения к постановке: «Для меня это лучшая русская опера. По концентрации русского колорита, душевной широте и высоте эмоционального градуса, ей нет равных в мировом репертуаре. Здесь амплитуда колеблется каждую секунду, мгновенно меняясь от тонкого лиризма до жесткого драматизма. Основа нашей постановки — это исторический контекст, но мы стремились найти баланс между историзмом и современностью, чтобы молодое поколение наших зрителей нашло в спектакле, в образах персонажей актуальные для себя аллюзии и смыслы»
В постановке Вячеслава Стародубцева историческая достоверность становится канвой, по которой он создает обобщенный образ средневековой, допетровской Руси вместе с художниками-постановщиками Вячеславом Окуневым (декорации) и Петром Окуневым (костюмы). Благородное сияние старинной меди и библейские сюжеты стали фоном напряженного действия — триединая литая икона-складень, послужившая образной основой визуального решения, из картины в картину трансформируется, перенося действие с пирушки опричников к воротам монастыря, в купеческий дом, в царский терем. В костюмах прослеживается неожиданное, на первый взгляд, смешение Востока и Запада, можно сказать «путь из варяг в греки», но исторической правде это не противоречит: в русской культуре всегда соединялись ориентальные и европейские формы и детали, заимствовались ткани, орнаменты, техники.
Вот и первая картина — пир в доме Григория Грязного — напоминает сцену скандинавского эпоса: мрачная красота интерьера, опричники с длинными волосами, кожа и мех, медвежья шкура на грубой скамье… Под стать этой «берлоге» и хозяин — Алексей Зеленков в образе Григория Грязного абсолютно точен и выразителен. Здесь все сошлось: сильный и красивый, исполненный подлинной страсти, баритон, харизма, правдивость эмоций, звериная пластика и не просто перевоплощение, а истинное «проживание» образа. Гурий Гурьев, исполнивший эту партию во втором премьерном показе, был так же хорош в вокале, но его Грязной получился более рефлексирующим, интеллектуальным и поэтому их дуэт с Любашей — Олесей Петровой — был менее чувственным.
Олеся Петрова, меццо-сопрано с мировым признанием, в партии Любаши стала настоящим украшением премьеры. От первых слов: «Здорово, крестный!», спетых с внутренним достоинством и вызовом, и до трагической развязки, ее теплый, чувственный, со множеством оттенков голос, проводит слушателя по всем кругам внутреннего ада героини. Невероятно красивым, пронзительным и эротичным был дуэт Любаши — Олеси Петровой и Грязного — Алексея Зеленкова. В финале спектакля именно эти персонажи вызывали сильнейшее сочувствие и скорбь.
В премьере ярко заявила о себе молодая солистка оперной труппы НОВАТа Диана Белозор, создавшая поэтический, ангельски-чистый образ Марфы Собакиной. Свежий, летящий, эмоционально наполненный голос, мягкая пластика, нежное девичье обаяние артистки покорили зрителей. Дарья Шувалова выступила в этой же партии во второй премьерный вечер. Ее голос звучал мягко и выразительно, с яркой эмоциональностью, но ее Марфа показалась, пожалуй, более «земной». Это была живая, влюбленная девушка. Роль Ивана Лыкова в первый вечер исполнил Константин Захаров, во второй — Владимир Кучин. Оба исполнителя продемонстрировали хороший вокал и исполнительскую культуру, но предложенный артистам образ выглядел в спектакле бледно на фоне других ярких участников этого любовного многоугольника.
Интересная работа получилась у заслуженного артиста России Юрия Комова. Мастер сцены исполнил партию лекаря Бомелия не только вокально точно и звучно, но и очень ярко актерски и пластически. Похотливый, похожий на ящерицу персонаж в своем бледно-зеленом костюме с испанским воротником в первом акте и черном балахоне — во втором, вызывал настоящее омерзение.
Новая «Царская невеста» полностью отвечает грандиозной сцене НОВАТа. Хоровые сцены, с продуманным пластическим рисунком, впечатляют былинной величавостью и красотой, русскую отчаянную удаль вносят в спектакль артисты ансамбля «Чалдоны». Мастерская работа художников-постановщиков с цветом позволяет зрителям легко считывать символику, заложенную режиссером в сценическое решение. Отдельно стоит сказать о световой партитуре. Вместе с тактично введенной видеопроекцией, свет стал одним из самых выразительных инструментов в постановке. В финале первого акта именно свет проявляет внутренний конфликт Любаши, во втором — свет становится пламенем, в котором она сгорает, в последнем — он заливает сцену благородным золотом, символизирующим власть.
Масштабность и величавость русского оперного шедевра вполне передал в своей трактовке дирижер Дмитрий Юровский. Оркестр под его управлением два премьерных вечера демонстрировал насыщенное, сложное и драматичное звучание. Полнокровный, зрелищный и динамичный спектакль с истинно русским характером и размахом новосибирская публика приняла с искренним восторгом.
Марина РОДИОНОВА, специально для «Новой Сибири»
Фото: Евгений ИВАНОВ
Ранее в «Новой Сибири»:
Вахтанговский театр представит в Новосибирске грандиозную «Войну и мир»
Новосибирский фильм «Люба» стал победителем фестиваля «Голос Евразии»
Последние новости
Под Новосибирском возведут бытовой городок для строителей Интеграда
Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области ищет подрядчика на обустройство бытового городка для строители микрорайона научно-образовательной деятельности «СмартСити — Новосибирск».

Памп-трек и фестивальная поляна появятся в сквере на Демакова в Новосибирске
Кроме того, в зеленой зоне будет установлен павильон «Амбар» На благоустройство сквера на улице Демакова мэрия Новосибирска планирует направить 181 млн рублей.
Стало известно, когда запустят речные прогулки в Новосибирске
Компания «Речфлот» опубликовала расписание первых в этом сезоне теплоходных прогулок по Оби.
Световой потолок в Центральном парке перевели на весенний режим работы
Центральный парк обновил режим работы светового потолка на аллее, ведущей к музыкальному театру.