Документальное, художественное и декоративное: Фотоединство и фотоборьба
Своими мыслями вокруг и около большого всероссийского фестиваля «Молодые фотографы России», проходившего в Новосибирске, делится один из его кураторов.
Своими мыслями вокруг и около большого всероссийского фестиваля «Молодые фотографы России», проходившего в Новосибирске, делится один из его кураторов.
В НОВОСИБИРСКЕ в течение недели проходила Всероссийская неделя молодой фотографии и выставок победителей портфолио-ревю — все это является региональной частью проекта Союза фотохудожников России «Всероссийский фотоконкурс и фестиваль «Молодые фотографы России 2020—2022». Выставки, творческие встречи, лекции и мастер-классы фестиваля проходили на нескольких площадках — мероприятие уже можно считать традиционным для Новосибирска, но, в отличие от 2021 года, участники познакомились с новыми спикерами, тематикой и направлениями.
В прошлом году общую оценку проекта «Молодые фотографы России» давала «Новой Сибири» Наталья Ударцева, председатель Московского отделения Союза фотохудожников России, а сегодня о проекте рассказывает один из его кураторов — Евгений Иванов, председатель Новосибирского регионального отделения СФР.
— Евгений Львович, объясни: а откуда возникла такая необходимость — проводить Неделю молодой фотографии в Новосибирске? Ведь этот фотоконкурс спокойно передвигался по России целых двадцать лет без специальных остановок в нашем городе?
— Понять, что Неделя молодой фотографии для Новосибирска — мероприятие вполне мотивированное, можно даже по количеству площадок, на которых оно проходило. Да и по числу кураторов тоже: в этот раз были представлены города Владимир, Ессентуки, Калуга, Копейск, Краснодар, Красноярск, Москва, Новокузнецк. А общая программа началась еще в августе, когда в Художественном музее прошла отчетная выставка победителей основного конкурса «Молодой фотографии» — ее пришлось провести раньше, чем сам фестиваль. Нынешней осенью мы показали отдельные выставочные проекты — эти фестивальные фотографии можно было увидеть в галерее «Формуляр» ГПНТБ и в «Доме да Винчи».
— Основной площадкой фестиваля стала арт-платформа областной научной библиотеки — «Дом да Винчи», но ведь было еще несколько точек, экспозиции в каждой из которых были чем-то мотивированы?
— В Российско-немецком доме на Яндринцевской несколько лет работает один из немногих оставшихся в городе фотоклубов — «Практика», который курирует Павел Мирошников. Здесь встреча с участниками проходила в новом формате, который при этом можно назвать и ретровариантом: когда-то во времена СССР именно так и собирались в клубах: приносили с собой фотографии, раскладывали их на столах и обсуждали. Вот и теперь было решено совместить мультимедийную экспозицию с «живой», со свободным общением и дискуссиями. «Натуральный показ» назывался «Классики советской творческой фотографии 70-80-х годов», это работы из коллекции Андрея Ивановича Лашкова, который сам и рассказывал о представленных авторах и их работах.
Да, площадки у нас открывались по городу прямо веером. В мастерских Новосибирского отделения Союза фотохудожников на проспекте Димитрова, где давно собираются открыть музей сибирской фотографии, у нас хранится большая коллекция, можно было прямо руками потрогать аналоговые фотографии 70-х и 80-х годов на родной фотобумаге.
Мероприятие в ГПНТБ было тоже мотивированным: это одна из самых старых площадок, где проводятся фотовыставки, очень удобное место для воркшопов. Поэтому открытие фотовыставки «Музей сибирской фотографии» прошло очень успешно — было прекрасно видно, из чего будет создаваться новосибирский музей.…
— В нашем городе постоянно можно слышать о планах открытия не то музея, не то Дома сибирской фотографии. Я слышал об этом проекте и от тебя, и от Лашкова, и от кого-то из более молодых представителей вашего цеха. Но почему это до сих пор остается только в планах?
— Да, мы уже давно обдумываем идею создания Сибирского дома фотографии, даже собрали довольно много работ отличных авторов — не только из Новосибирска, но из Красноярска, Омска и так далее. У Лашкова тоже давно хранится очень большой архив, причем не только сибирский — и в связи с этим я давно веду переговоры с нашим Художественным музеем, чтобы они организовали, наконец, у себя отдел фотографии и этот архив взяли на хранение. То, что за несколько десятилетий было сделано нашими фотографами, вполне соответствует всем высоким стандартам, которые достойны присутствовать в такой художественной коллекции. Вроде бы эту идею соответствующие структуры поддерживают, но не так все просто, как кажется: ведь в том числе нужно будет вводить новые штатные единицы, выделять помещения и тому подобное. Это все я понимаю, конечно, но моя основная задача — подбить на такой проект наше Министерство культуры, чтобы и они тоже захотели все это осуществить.
— Женя, вот мы обсуждаем как бы фестиваль молодой фотографии, но при этом постоянно переключаемся на так называемых фотоклассиков времен Советского Союза.
— Фестиваль, конечно же, придумали для молодых, но проводят-то его, Саша, люди не совсем молодые. Хотя они и стараются находить спикеров более подходящего возраста. Когда Наталья Ударцева открывала фестиваль, она тоже сказала, что фестиваль ориентирован в первую очередь на молодых авторов, что у нас есть уже сложившиеся авторы, а есть и еще не сложившиеся. И что мы пытаемся и тем, и другим предоставить площадки и возможности… Вот в этот момент я позволил себе добавить, что у нас предоставлены площадки не только для сложившихся и несложившихся, но и составлена целая программа для фотографов разложившихся — тех, кто уже ушел из жизни, но остается примером для подражания и изучения. Да, согласен, жесткая шутка в жанре черного юмора, но ведь очень важно не забывать и про ушедших от нас.
— Ты ведь считаешь, что вряд ли новое поколение до конца понимает, что делает такого выдающегося Бахарев или Шабуров, к примеру. А как же быть с пониманием авторов, которые работали в допотопные времена 70-х годов?
— Вот, кстати, отчасти эти вопросы прояснял и в то же время усложнял во время лекций Сергей Ковалевский, художественный руководитель и один из организаторов и кураторов Красноярского центра современного искусства «Площадь мира», где проходит, кстати, самая серьезная биеннале за Уралом. Его ведь в качестве спикера пригласили в Новосибирск не просто так, а потому что он очень внятно рассказывает о стратегиях и техниках в современном искусстве, настаивая на том, что в каждом акте искусства должен присутствовать парадокс. Заметь, не какой-то там «конфликт» или «контрапункт», о которых постоянно сейчас говорят.
— Это смотря что понимать под парадоксом: эксперименты Сальвадора Дали или забавы Дэмьена Херста.
— Конечно, в наше время интерпретация термина «парадокс» может быть какой угодно жесткой, но ведь продвинутую публику в первую очередь привлекает что-то парадоксальное: это касается и формы, и вообще окружающей жизни. Сергей Ковалевский универсальный человек, но парадоксы его, кажется, интересуют только в чужих работах, поскольку сам он такой… институционный, классический. Он ведь не просто так давно уже собирается сделать выставку Бахарева Николая Сергеевича. Как я говорю, Бахарев из своих объектов душу вытягивает, после чего получается бездушное чучело, символизирующее ущербную провинциальную ментальность. Именно во всем этом и присутствует некий парадоксальный психологизм. Наверное, его пора начинать называть лучшим фототаксидермистом России. А вот у фотохудожника Лашкова все выглядит наоборот — глубоко, правильно и высоко, но на поверхностный взгляд как-то простовато, без элементов жизненного абсурда. Вот во всех таких нюансах и присутствует тема развития фотографии, а за ней уже следует вопрос образования, исторической преемственности...
— Следует еще и такой вопрос: «А нужно ли это все новому поколению?»
— Ясное дело, что молодежи ближе темы всяких биткоинов, искусственного интеллекта, который может создавать красивые картинки… По этой причине мы и организовали своего рода виртуальный музей новосибирской фотографии, подготовили, так сказать, образовательную программу, чтобы познакомить с самыми основами. Ведь глубина познаний в фотографии у нынешнего поколения примерно как у молодых художников — в живописи: они знакомы с работами своих приятелей и еще слышали про Глазунова, Церетели и Никаса Сафронова. Ну, в лучшем случае еще Дубосарского назовут. А вот кто вспомнит фамилии кого-нибудь прославившегося за последние лет десять-двадцать?
— Может быть, стоит как-то подобрее относиться к молодым?
— Ясное дело, надо бы подобрее, это я ведь не злобно критикую, а с присущей симпатией. Но о каком просвещении можно говорить, если в современных вузах преподавание современного искусства России ограничивается рамками 60-х годов прошлого века, заканчивается где-то примерно на «бульдозерной» выставке. Точно так же и про серьезных современных фотографов никто ничего толком не знает. Так что приходится помогать молодежи во всем этом разобраться, а как иначе.
— Можно ли найти какие-то характерные черты в работах молодых фотографов?
— Бывший директор Пушкинского музея Ирина Антонова как-то сказала, что современное искусство гораздо корректнее было бы называть современным художественным творчеством, потому что там сейчас все сводится не к искусству, а к дизайну и декоративности. Поэтому и называть такое искусство лучше декоративно-прикладным.
— Иначе говоря, прекрасное не может быть приземленным?
— Считается, что вся фотография делится на документальную и художественную. Но это неправильно, поскольку эти два раздела могут пересекаться, и к тому же существует еще большой блок фотографии прикладной — или, если угодно, коммерческой. Широкие массы ведь должны что-то покупать, особо не заморачиваясь тонкостями чьих-то художественных концепций. Банально звучит, но ведь не каждого художника можно назвать деятелем искусства: сам себя он ощущает вот так, а экспертное сообщество — вот эдак… Мне все-таки более интересен тот базовый аспект фотографии, который имеет прямое отношение к реальной жизни: все-таки фотограф, в отличие от художника, вынужден фотографировать то, что видит перед собой. То есть фиксировать реальность. Ведь не просто же так Пелевин говорил, что если что-то не зафиксировали, то значит, этого и не существовало никогда.
— Ну, Пелевин, кажется, говорил, что полное отсутствие мыслей невозможно, потому что никак не может быть зафиксировано.
— Ну и это тоже, хотя я говорю о сохранении реальности и даже о создании новой реальности. Поскольку то, что было вчера, сегодня остается только где-то в памяти, если оно не зафиксировано другим способом. Именно поэтому, например, за свадебные фотографии невеста готова заплатить любые деньги: она назавтра уже будет не уверена в том, что все это с ней случилось накануне. Так что не надо принижать и прикладные виды искусства. На нынешнем фестивале выступал главный хранитель Государственного архива Новосибирской области с лекцией на тему «Фотография как документ государственной важности». Значит, свою меру ответственности каждый фотограф должен хорошо осознавать.
— Существует ли принципиальное отличие современного отечественного фото от зарубежного?
— Не хочу отвечать на этот глупый вопрос. Я тут недавно придумал термин, который потенциально может спасти Россию. Раньше, если верить учебникам, самым страшным игом для нашей страны было татаро-монгольское, а сегодня мы все вместе боремся с другим. С англо-саксонским игом мы боремся на пространстве всего земного шара.
— Как-то не привлекает меня терминологическая дискуссия. Поэтому могу лишь добавить от твоего имени, что проект «Всероссийский фотоконкурс и фестиваль «Молодые фотографы России»» реализуется с использованием гранта президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив, а организаторами выступили Новосибирское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз фотохудожников России», Общероссийская общественная организация «Союз фотохудожников России», команда проекта «Всероссийский фотоконкурс» и фестиваль «Молодые фотографы России»».
Николай ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»
Фото Натальи УДАРЦЕВОЙ
Последние новости
Под Новосибирском возведут бытовой городок для строителей Интеграда
Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области ищет подрядчика на обустройство бытового городка для строители микрорайона научно-образовательной деятельности «СмартСити — Новосибирск».

Памп-трек и фестивальная поляна появятся в сквере на Демакова в Новосибирске
Кроме того, в зеленой зоне будет установлен павильон «Амбар» На благоустройство сквера на улице Демакова мэрия Новосибирска планирует направить 181 млн рублей.
Стало известно, когда запустят речные прогулки в Новосибирске
Компания «Речфлот» опубликовала расписание первых в этом сезоне теплоходных прогулок по Оби.
Световой потолок в Центральном парке перевели на весенний режим работы
Центральный парк обновил режим работы светового потолка на аллее, ведущей к музыкальному театру.