Фестиваль «ХАОС. Сезон движения»: зарядить танцующего и наполнить смотрящего
В Новосибирске завершилась программа «Сезон движения», приоткрывшая двери в будущее Международного театрального фестиваля «ХАОС».
В Новосибирске завершилась программа «Сезон движения», приоткрывшая двери в будущее Международного театрального фестиваля «ХАОС». Сам форум пройдет в следующем октябре на базе театра «Старый дом», а нынешней осенью неутомимые искатели театральных смыслов рассказывали Новосибирску о театре движения в разнообразных его проявлениях, учили делиться эмоциями от невербализованного контента и показывали спектакли, не вписанные в контекст массовой культуры, но нашедшие в Сибири своего зрителя.
Спектакль «А завтра...» новосибирской танцевальной компании NADOЖDATЬ исследовал кризисные состояния человека
«Сезон движения» — это не только «инициатива бесконечной дискуссии», но и выгодное предложение новосибирскому театральному сообществу без экологических рисков выйти за пределы жанровых предпочтений и обратить внимание на тело как субъект и объект неконвенциональной сценической культуры. Отрешиться от строгих правил и линий классического балета, который давно вошел в зону зрительских интересов и утвержден как едва ли не единственный игрок высшей театральной лиги. Забыть о жестких сюжетных конструкциях и тяжелых фабульных веригах драматического театра. Выбросить на время из головы слова и концепты как единственные «способы» описания мира. Перестать воспринимать эксперимент как вызов, позволив ему стать мультиплексором творческого исследования и самонаблюдения. Отказаться от ожиданий, стандартов, претензий и желания контролировать увиденное. Стереть границы смыслового поля. Позволить себе принять новое и неизведанное, может быть, впервые не моделируя сценическую реальность по своим чертежам, но погружаясь в пространство полемичное и драматичное и без привычных средств воздействия.
На встречу с новым зрительским опытом, а для большей части аудитории, как показали обсуждения каждого спектакля и перформанса, это был действительно необычный «вовлекательный» эксперимент, команда «Сезона движения» отвела три месяца и девять проектов, созданных танцевальными компаниями и творческими объединениями из Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Казани. Режиссер-хореограф Александра Рудик в моноспектакле «Видимое» исследовала право человеческого тела на выбор, эмоции и самопознание. Танцовщик Иван Сачков в перформансе VIRTUAL взвешивал внешние роли, навязанные стереотипы и подлинное внутреннее состояние. Вместе с хореографом Андреем Короленко и танцовщицей Анастасией Кайгородцевой они испытывали созидательную и разрушительную силу предельного напряжения в рамках проекта «Хрупкое».
Независимый проект «Не ной» продемонстрировал, что в мужчине всегда скрыто дитя, которое хочет играть с серьёзными и опасными вещами
Другой независимый проект — «Не ной» (Максим Бородин, Иван Семикин, Алексей Антропов, Сергей Збарский) — выстраивал паритетные взаимоотношения между внутренним ребенком и суровым маскулинным миром, необходимой инициацией и неизбежно наступающим со всех сторон хаосом. Танцевальная компания NADOЖDATЬ (Максим Максимов, Илья Бабич, Егор Сушков, Ксения Жукова) в перформансе «А завтра…» попыталась проработать опыт переживания личностью экстремальных и кризисных ситуаций. Хореограф Татьяна Чижикова в танцевальном соло «Ударница» превратила в художественное высказывание и собственную силу ситуацию невыносимости, недовольства и внутренней агрессии.
Танц-дуэт «По.В.С.Танцы» (Албертс Альбертс и Александра Конникова) в своей работе «Я ВОРОНА» пережил опыт телесного перевоплощения, переселения душ и путешествия между мирами. Нурбек Батулла и творческое объединение «Алиф» в перформансе «Путешествие» буквально переплавили слово в телесную импровизацию, совершив головокружительный прыжок из сегодняшнего дня в мир предков. А танцевальное сообщество Glyptic (Любава Белько и Дарья Ляхова), кажется, научилось принимать свой прошлый опыт и находить в пройденном пути выход на новый жизненный виток.
В проекте Татьяны Чижиковой «Ударница» яростная энергия заставляет героиню идти вперед
Каждое из этих художественных высказываний за пределами фестивальной программы существовало самостоятельно, балансировало в индивидуальном «поле между» театром и другими видами искусства, предполагало разную степень зрительской сопричастности и соучастия и всякий раз рассказывало уникальную историю на языке тела. Однако в ритме «ХАОСа» все сложилось в единое цельное полотно, которое если и не встряхнуло от сна, то «разбудило чувства и сердце». Звучит пафосно, но на самом деле именно так и произошло, когда, казалось бы, чуждое новосибирскому прокату действо вдруг вобрало в свою орбиту большую аудиторию и стало желанным контентом и поводом к серьезному, откровенному и личному, разговору. Зрители из наблюдателей превратились в созидателей и поделились с артистами магией тонких настроек. Между прочим, взаимно. О практике взаимодействия с движенческими коллективами, зрительских реакциях и возрождении идеи свободного танца «Новой Сибири» рассказывает программный директор Международного фестиваля актуального театра Анастасия Москалева.
Программный директор фестиваля «ХАОС. Сезон движения» Анастасия Москалева на одном из обсуждений
— Чего хотела добиться команда «ХАОСа», вторгаясь в область современного танца движения, и что вы получили в результате проката предпрограммы?
— Во-первых, мы хотели посмотреть, готов ли новосибирский зритель, зритель «ХАОСа» и «Старого дома» воспринимать физический театр не как разовый показ, а как полноценное длительное погружение. Может ли наша публика заинтересоваться различными жанрами такого типа театра и почувствовать кайф от обсуждения хореографических сюжетов. Оказалось, готов. Были люди, которые смогли посмотреть почти все спектакли и остаться на все обсуждения. Были люди, которые впервые оказались на нашем фестивале или вообще впервые увидели театр современного танца, — они тоже включались в обсуждение и говорили очень честно: «Это мне нравится», «Это не мое» или «Хочу еще, где посмотреть».
— А во-вторых?
— Во-вторых, мы хотели показать театр, который совсем лишен привычного сюжетного построения. Он не рассказывает четкой истории, не дает игры с литературным материалом, не артикулирует какие-то смыслы, концепты, ценности, убеждения ртом, а дает эфемерное, чистое ощущение только диалога между артистами и зрителями. И на самом деле, этот театр дает то, ради чего зрители всегда приходят в театр даже на драматический спектакль, ради чего они приходят в музеи, кино, просто не осознают этого. Потому что мозг цепляется за привычную прагматику и думает, что все ради сюжета, героев, идей. Физический театр в этом смысле честный и рисковый: он выходит на сцену только как коммуникация или философско-телесный эксперимент актера над своим телом и восприятием зрителя.
Чтобы познать себя, танцевальная компания «По.В.С.Танцы» всегда готова к перевоплощению
— И все-таки почему был выбран формат предпрограммы за год до старта «ХАОСа», когда все это можно было проделать в рамках фестивального шоукейса?
— Нам просто захотелось ускорить старт фестиваля, не ждать 2023 года, а скорее создать для наших зрителей комфортный информационный пузырь, в котором мы просто поговорим об искусстве, обменяемся эмоциями и энергией, потому что танец способен зарядить и наполнить не только танцующего, но и наблюдающего.
— Что из задуманного удалось реализовать, а что оказалось нерелевантным?
— Судя по заполненным залам и бурным и интересным обсуждениям, получилось втянуть людей в нашу авантюру. Внимательный и тихий зал, способный молчать, чувствовать и дышать, пока танцуют актеры, и зритель, многословный и задающий вопросы актерам на обсуждениях, — это было безумно приятно ощущать. Мне кажется, что благодаря одному из наших кураторов — Андрею Короленко — получилось показать, насколько разносторонним может быть физический театр. Предваряя и обсуждая каждый показ, он в своих комментариях рассказывал о том, чем команды и постановки отличаются между собой, откуда берется та или иная традиция. И в этом смысле дальше хотелось бы эти комментарии превратить в какие-то наглядные и интересные просветительские материалы в наших сетях. Во время предпрограммы мы не чувствовали достаточной готовности для этого, пока не нащупали разнообразие дополнительных форматов, которые могли бы обрамлять спектакли. Удалось провести только один dance talk с потрясающей Ириной Сироткиной, которая рассказала о столетней истории свободного танца в России, о исторических событиях и фигурах, которые влияли на появление, угасание и возрождение идеи свободного танца.
Путь перформера Нурбека Батуллы к себе и корням лежит через преображение звука и тела
— Случилось ли во время предпрограммы нечто такое, что в хорошем смысле удивило вас как программного директора?
— К сожалению, Нурбека Батуллу и его спектакль из-за отъезда я увидела только в виде отрывках и трансляции в наших сетях — безумно грустно. Но я была поражена тому, как даже в сториз видно, как реагировал зал, как круто Нурбек зажег всех сидящих своими сказочными нарративами и как круто люди формулировали свою удивление этому спектаклю и свой зрительский восторг. И вот такое искреннее удивление я видела и на обсуждениях других спектаклей. Люди на наших глазах открывали для себя совсем незнакомые для них грани театра и разрушали какие-то свои привычные стереотипные ожидания от похода в театр.
— Как вы расцениваете перспективы развития в Новосибирске театра движения вообще и театра движения как фестивального контента в частности?
— Сейчас сложно строить какие-либо перспективы… Но, судя по лекции антрополога и историка культуры Ирины Сироткиной, по тем историческим параллелям, которые невольно проводишь между «сейчас» и двадцатым веком, кажется, что свободный танец вновь получает мощный повод для развития.
— Что это за мощный толчок?
— Как показывает практика, после запретов и «неодобрений» со стороны официальной культуры эксперименты в области тела и движения уходят в андеграунд и выживают в не самых очевидных любительских институциях, а, накопив там энергию и новые смыслы, появляются снова перед большой аудиторией как глоток свежего воздуха и нечто, что двигает театр вперёд.
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Последние новости
Под Новосибирском возведут бытовой городок для строителей Интеграда
Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области ищет подрядчика на обустройство бытового городка для строители микрорайона научно-образовательной деятельности «СмартСити — Новосибирск».

Памп-трек и фестивальная поляна появятся в сквере на Демакова в Новосибирске
Кроме того, в зеленой зоне будет установлен павильон «Амбар» На благоустройство сквера на улице Демакова мэрия Новосибирска планирует направить 181 млн рублей.
Стало известно, когда запустят речные прогулки в Новосибирске
Компания «Речфлот» опубликовала расписание первых в этом сезоне теплоходных прогулок по Оби.
Световой потолок в Центральном парке перевели на весенний режим работы
Центральный парк обновил режим работы светового потолка на аллее, ведущей к музыкальному театру.