Оркестр представляет солистов, солисты представляют оркестр
Русский академический оркестр, приближаясь к своему столетию, продолжает цикл юбилейных концертов.
Русский академический оркестр, приближаясь к своему столетию, продолжает цикл юбилейных концертов.
ТЕ, кто побывал на традиционном январском концерте Русского академического оркестра, могли убедиться, что, приближаясь к своему столетию, коллектив, тем не менее, демонстрирует абсолютную молодость. Это видно по молодым лицам оркестрантов, выпускников Новосибирской консерватории, постоянно пополняющих ряды своих старших коллег, приносящих в коллектив юный задор, кипучую энергию и главное — безупречную профессиональную оснащенность, доказанную лауреатством многих престижных исполнительских конкурсов. Это и яркая концертная форма далеко не вчера пришедших в коллектив известных в городе музыкантов. Это и программы, в которых наряду с классикой много новой и новейшей музыки, созданной современными композиторами — теми, для кого русские народные инструменты отнюдь не музейные экспонаты, а настоящие герои нашего времени, способные зажигать, порой вступая в соревнования со своими более современными инструментами-коллегами.
Казалось бы, непривычные, такие далекие от этого жанра сферы, как мюзикл или джаз, чувствуют себя в Русском академическом оркестре вполне уютно — да просто как у себя дома. Причина тому — плотное взаимодействие музыканта, увлеченного конкретной музыкой — со своей, к примеру, трехстрункой, как называют балалайку. Тогда и рождаются такие мощные композиции, как Фантазия Сергея Лукина на темы Эндрю Ллойда Уэббера, в которой переплетены в изящных узорах мелодии знаменитых мюзиклов — с дуэтом из «Призрака оперы» в кульминации. Этот номер, исполненный с оркестром Анастасией Ивченко (домра альтовая), вызвал просто шквал восторгов и аплодисментов.
Со своей — мелодичной и лиричной — музыкой (Вальс и Босса нова) выступил концертмейстер группы балалаек, народный артист РФ Андрей Гуревич. А в дуэте с Вадимом Шелеповым он играл Испанский танец из балета Глазунова «Раймонда». Анастасия Кириенко, концертмейстер оркестра, не побоялась, исполняя на домре пьесу Сергея Боганова «Мой каприс», напомнить слушателям знаменитейший 24-й каприс Паганини, один из самых совершенных, но и технически запредельно сложных опусов гения скрипки.
«Пуститься в джаз» предлагала альтовая балалайка в руках Ольги Кушнер. В роли солистов предстали и две — нет, даже три флейты. На одной из них сыграл (можно сказать, «пропел») «Что день грядущий мне готовит» — знаменитую арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин» Аслан Жолдасбаев, вообще-то, играющий в оркестре на барабанах и других ударных инструментах. Еще одна солистка — Анастасия Уланова — кроме привычной флейты в концерте «Оркестр и его солисты» задействовала еще и флейту-пикколо, виртуозно исполнив польку «Шумная птичка». Звенели и пели в руках солистов оркестра — как уже известных, так и только впервые выходящих в этом качестве к публике — домры, балалайки, гитара. Да и ударные музыкальные инструменты тоже не остались в стороне, продемонстрировали всю свою мощь и трепет. Благодаря Аслану Жолдасбаеву и Егору Кобелеву перед публикой предстали не только барабаны, но и экзотический дарбука, корни которого уходят к позднему неолиту. Ему, между прочим, вполне удалась роль солиста.
Для завершения концерта было избрано популярнейшее Libertango Астора Пьяццоллы, и солировал в этой пьесе баянист Дмитрий Тимофеев, словно призывая всех оркестрантов быть свободными и уверенными в своем стремлении представить любимую музыку в качестве солистов с оркестром.
Солидарны с солистами были и дирижеры концерта — народный артист России Владимир Гусев и Рустам Дильмухаметов. Без их внимательного и чуткого участия музыканты вряд ли могли бы так ярко и вдохновенно солировать в этом знаковом концерте коллектива.
Новая встреча, надо сказать, не заставила себя ждать. Февральская программа оркестра открылась «Новониколаевским романсом» под руководством Владимира Гусева, — посвящением 130-летию Новосибирска. Эксклюзивное произведение специально создано именно для этого коллектива на основе — вернее, по мотивам — романа новосибирского писателя, главного редактора журнала «Сибирские огни» Михаила Щукина «Конокрад и гимназистка» новосибирским композитором Сергеем Кравцовым. В литературно-музыкальной с краеведческим уклоном композиции сохранена топография Новониколаевска, приметы быта его жителей, облик старого города. Музыкой усилена и лирическая тема, и романсовый настрой. Звенят колокольчики — «этот звук, этот звон много нам говорит». Флейта и гобой, балалайка и домра — все они пропевают «говорящие» романсовые фразы, все они — вновь солисты в оркестре. Наряду с чтецами (Владимиром Коварским и Дарьей Волисовой) и сопрано Мариной Филатовой.
Далее в феврале нестареющий оркестр совместно уже с солистами-певцами и ансамблем народного танца «Сибирские узоры» представит «Сокровища волшебного колодца». Эта музыкальная сказка по мотивам сказа Бажова «Синюшкин колодец» адресована юным слушателям. Затем «Музыка пылающего сердца» в исполнении баяниста из Карелии Михаила Тоцкого зазвучит также на бандонеоне и французской аккордине. Завершит февральскую программу опера-танго Астора Пьяццоллы «Мария из Буэнос-Айреса», которую оркестр под управлением Рустама Дильмухаметова исполнит вместе с хоровым ансамблем «Маркелловы голоса».
Марина ЮРЬЕВА, специально для «Новой Сибири»
Последние новости
Под Новосибирском возведут бытовой городок для строителей Интеграда
Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области ищет подрядчика на обустройство бытового городка для строители микрорайона научно-образовательной деятельности «СмартСити — Новосибирск».

Памп-трек и фестивальная поляна появятся в сквере на Демакова в Новосибирске
Кроме того, в зеленой зоне будет установлен павильон «Амбар» На благоустройство сквера на улице Демакова мэрия Новосибирска планирует направить 181 млн рублей.
Стало известно, когда запустят речные прогулки в Новосибирске
Компания «Речфлот» опубликовала расписание первых в этом сезоне теплоходных прогулок по Оби.
Световой потолок в Центральном парке перевели на весенний режим работы
Центральный парк обновил режим работы светового потолка на аллее, ведущей к музыкальному театру.