Только руку протяни
Десять проникновенных историй — в афише фестиваля камерных спектаклей «Один.
Современный театр всё чаще приглашает зрителя вступить с ним в контакт. Этот эффект особенно сильно проявляется в камерных спектаклях, поскольку это очень близкая история, где актёр (максимум — трое, по условиям фестиваля) оказывается от зрителя на расстоянии вытянутой руки. Есть возможность наблюдать за актёрской игрой, актёр не спрячется за спецэффектами, и — главное, — все эмоции не растеряются по пути к зрителю. При условии, конечно, что это качественная игра. К нам же приедут лучшие постановки.
Фестиваль камерных спектаклей «Один. Два. Три» инициирован Новосибирским государственным театральным институтом и проходит раз в два года. Организаторами выступают министерство культуры Новосибирской области и молодёжный драматический театр «Первый театр». Эксперты отсмотрели 170 спектаклей-заявок из 54 городов России — в итоге в конкурсную программу вошли 8 российских постановок. Ещё два международных проекта — во внеконкурсной программе. Показы пройдут с 21 по 29 февраля.
В завершении фестиваля будут определены победители. В состав жюри вошли театральный критик, заслуженный работник культуры РФ, член жюри и эксперт фестиваля «Золотая Маска» Татьяна Тихоновец (Пермь); кандидат филологических наук, проректор и доцент НГТИ Яна Глембоцкая ; драматург, режиссёр и сценарист Алексей Житковский (Нижневартовск).
— В программе фестиваля больше моноспектаклей, чем камерных, и я объясняю это двумя вещами: сложностями межличностной коммуникации в современном мире (нескольким актёрам на сцене сложнее договориться друг с другом) и многофункциональностью тем: один актёр может всё, в каком-то смысле он сам себе демиург, — говорит эксперт фестиваля, куратор международной программы Ника Пархомовская (Москва). — Почти все выбранные спектакли — синтетические, ни про один нельзя сказать, что это чистая драма, вербатим или танец.
В конкурсе участвуют два новосибирских спектакля. «Невидимый слон» (6+) театра кукол «Пилигримы» — режиссёры Елена и Владимир Кузнецовы представляют удивительный спектакль в формате «театра ощущений», где зрителя ведут по действию буквально на ощупь. Второй спектакль — «Коромысли» режиссёра Полины Кардымон в «Мастерской Крикливого и Панькова», в этом перформансе на три голоса разложены фольклорные песни — колыбельные, свадебные, погребальные, — исполнители пытаются декодировать смыслы, впустить народную культуру в сегодняшний день, чтобы зритель смог открыть её заново.
Почти все спектакли-участники — актуальная драматургия. Откроет фестиваль 21 февраля на сцене театра «13 Трамвай» (ул. Серебренниковская, 35) спектакль режиссёра Александра Баргмана «История медведей Панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте» (18+) по пьесе Матея Вишнека, поставленный в «Таком театре» Санкт-Петербурга. Очень музыкальный спектакль и, может быть, самый лиричный во всей программе. Он говорит о знакомых вещах, больше всего — про взаимоотношения мужчины и женщины. У спектакля — комедийная завязка, но абсурдистский текст, запутанный сюжет и несколько временных пластов делают его настоящей загадкой.
23 февраля показ спектакля нижегородского Творческого объединения «ГранАрт» «Говорит Москва» (18+) по пьесе Юлии Поспеловой, режиссёр Александр Ряписов. Актуальный рассказ о событиях XX века в нашей стране, о давно прошедшей эпохе и о том, как мы живём в эпоху сегодняшнюю. Голос актрисы создаёт многоголосый хор, хор — воспоминание, исследование памяти.
25 февраля екатеринбургский Центр современной драматургии представляет спектакль режиссёра Дмитрия Зимина «Магазин» (18+) по пьесе Олжаса Жайнадарова. Психологическая драма о том, что скрывается за прилавками маленьких продуктовых магазинов, на складах и рынках.
— Ещё одна важная тенденция — и это видно по фестивальной программе, — у нас много социального театра, который говорит о проблемах и незащищённых группах посредством искусства. В спектакле «Магазин» речь идёт об оказавшихся в Москве мигрантках из Киргизии. Пьеса впервые была представлена около пяти лет назад на фестивале современной драматургии «Любимовка» и произвела тогда большое впечатление, — продолжает Ника Пархомовская. — Для меня она прежде всего о том, что ужас социальной дискриминации не только в том, что конкретный человек угнетается, а в том, что эта травма остаётся с ним, и ему очень сложно быть другим по отношению к окружающим, и то плохое, что с ним произошло, как зараза, распространяется дальше.
26 февраля — «Сибирь» (18+) по пьесе Феликса Миттерера, режиссёр Роман Каганович, питерский Театр Ненормативной пластики. Человек перед смертью оказывается в полном одиночестве, место его последних дней — приют. Только здесь он оценивает прожитую жизнь, задаёт себе важные вопросы, оказывается перед неизбежностью ответов. Спектакль про всех нас, он отправляет в другое изменение, возвращает в реальность, где можно начать всё с нуля. Вопрос в том, сможем ли мы?
26 февраля — «Одуванчики» (18+) Челябинского театра современного танца. Автор текста, хореограф и исполнитель Денис Чернышов рассказывает о прохождении срочной военной службы языком тела. Для тех, кто служил и выжил, и для тех, кто не служил, но много слышал. «Этот пластический спектакль — очень личная история человека, который служил в армии и решил отрефлексировать свой опыт, — поясняет эксперт. — Есть ещё одна общая для современного театра тенденция — интерактив. В “Одуванчиках” — чудесный финал: зрителей кормят кондитерскими изделиями, сделанными из сухпайка срочника…».
28 февраля — «Пилорама Плюс» (18+) по пьесе Натальи Милантьевой в постановке режиссёра Елизаветы Бондарь, Российский государственный академический театр драмы им. Ф. Волкова (Ярославль). Эта современная постановка смело, порой даже грубо в лице простого, но талантливого плотника Сани рассказывает зрителям историю любви. Любви всепоглощающей, стирающей грани реальности, страстной. А ещё эта история про тотальное одиночество и коммуникативные проблемы. Главное в спектакле — то, с каким высоким градусом чувственности, достойным высокой трагедии, главный герой отчаянно сражается за своё право любить.
Вдохновляющей представляется и офф-программа фестиваля. Проникновенный и необычный камерный спектакль «The Days» (22 февраля, 16+) в постановке британского хореографа Тео Клинкарда повествует о нежности и любви, молодости и старости, сложности узнавания и радости взаимопонимания. В постановке примут участие пожилые люди из Новосибирска. Перед показом планируется двухдневный тренинг с непрофессионалами и интенсивная работа с местным сообществом. Цель этого исследования — показать, что современный танец подвластен любому телу и любому возрасту.
Швейцарский перформер и хореограф Руди ван дер Мерве 27 февраля представит спектакль «Buzz Riot» (18+). Он поднимает темы разобщённости и конфликта, говорит о глубоко личных переживаниях. Смогут ли два человека, он и она, выразить себя и свои чувства в нашем слишком уж гулком медиапространстве, смогут ли не отражать чужое, а проецировать собственное?
Планируются также обсуждения спектаклей, публичные дискуссии и лекции специалистов в области современного театра. Билеты на спектакли и запись на события фестиваля на сайте «Первого театра»
Марина ШАБАНОВА
Последние новости
В каких автобусах в Новосибирске можно проехать со скидкой
С 23 декабря в Новосибирске проезд в общественном транспорте подорожал до 40 рублей, и в тестовом режиме заработала «Карта жителя Новосибирской области».
Сибиряков отметили государственными наградами
Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина №1089 от 20 декабря 2024 года жители регионов Сибирского федерального округа удостоены государственных наград и почётных званий за выдающиеся успехи в профессиональ
Новосибирцы накопили долгов за электричество на 90 миллионов
Энергетики просят жителей региона погасить долги, чтобы избежать неприятных последствий в виде неработающих электроприборов и штрафов.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований