Только руку протяни

Десять проникновенных историй — в афише фестиваля камерных спектаклей «Один.

Десять проникновенных историй — в афише фестиваля камерных спектаклей «Один. Два. Три», который пройдёт в Новосибирске с 21 по 29 февраля.

Современный театр всё чаще приглашает зрителя вступить с ним в контакт. Этот эффект особенно сильно проявляется в камерных спектаклях, поскольку это очень близкая история, где актёр (максимум — трое, по условиям фестиваля) оказывается от зрителя на расстоянии вытянутой руки. Есть возможность наблюдать за актёрской игрой, актёр не спрячется за спецэффектами, и — главное, — все эмоции не растеряются по пути к зрителю. При условии, конечно, что это качественная игра. К нам же приедут лучшие постановки.

Фестиваль камерных спектаклей «Один. Два. Три» инициирован Новосибирским государственным театральным институтом и проходит раз в два года. Организаторами выступают министерство культуры Новосибирской области и молодёжный драматический театр «Первый театр». Эксперты отсмотрели 170 спектаклей-заявок из 54 городов России — в итоге в конкурсную программу вошли 8 российских постановок. Ещё два международных проекта — во внеконкурсной программе. Показы пройдут с 21 по 29 февраля.

В завершении фестиваля будут определены победители. В состав жюри вошли театральный критик, заслуженный работник культуры РФ, член жюри и эксперт фестиваля «Золотая Маска» Татьяна Тихоновец (Пермь); кандидат филологических наук, проректор и доцент НГТИ Яна Глембоцкая ; драматург, режиссёр и сценарист Алексей Житковский (Нижневартовск).

— В программе фестиваля больше моноспектаклей, чем камерных, и я объясняю это двумя вещами: сложностями межличностной коммуникации в современном мире (нескольким актёрам на сцене сложнее договориться друг с другом) и многофункциональностью тем: один актёр может всё, в каком-то смысле он сам себе демиург, — говорит эксперт фестиваля, куратор международной программы Ника Пархомовская (Москва). — Почти все выбранные спектакли — синтетические, ни про один нельзя сказать, что это чистая драма, вербатим или танец.

В конкурсе участвуют два новосибирских спектакля. «Невидимый слон» (6+) театра кукол «Пилигримы» — режиссёры Елена и Владимир Кузнецовы представляют удивительный спектакль в формате «театра ощущений», где зрителя ведут по действию буквально на ощупь. Второй спектакль — «Коромысли» режиссёра Полины Кардымон в «Мастерской Крикливого и Панькова», в этом перформансе на три голоса разложены фольклорные песни — колыбельные, свадебные, погребальные, — исполнители пытаются декодировать смыслы, впустить народную культуру в сегодняшний день, чтобы зритель смог открыть её заново.

Почти все спектакли-участники — актуальная драматургия. Откроет фестиваль 21 февраля на сцене театра «13 Трамвай» (ул. Серебренниковская, 35) спектакль режиссёра Александра Баргмана «История медведей Панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте» (18+) по пьесе Матея Вишнека, поставленный в «Таком театре» Санкт-Петербурга. Очень музыкальный спектакль и, может быть, самый лиричный во всей программе. Он говорит о знакомых вещах, больше всего — про взаимоотношения мужчины и женщины. У спектакля — комедийная завязка, но абсурдистский текст, запутанный сюжет и несколько временных пластов делают его настоящей загадкой.

23 февраля показ спектакля нижегородского Творческого объединения «ГранАрт» «Говорит Москва» (18+) по пьесе Юлии Поспеловой, режиссёр Александр Ряписов. Актуальный рассказ о событиях XX века в нашей стране, о давно прошедшей эпохе и о том, как мы живём в эпоху сегодняшнюю. Голос актрисы создаёт многоголосый хор, хор — воспоминание, исследование памяти.

25 февраля екатеринбургский Центр современной драматургии представляет спектакль режиссёра Дмитрия Зимина «Магазин» (18+) по пьесе Олжаса Жайнадарова. Психологическая драма о том, что скрывается за прилавками маленьких продуктовых магазинов, на складах и рынках.

— Ещё одна важная тенденция — и это видно по фестивальной программе, — у нас много социального театра, который говорит о проблемах и незащищённых группах посредством искусства. В спектакле «Магазин» речь идёт об оказавшихся в Москве мигрантках из Киргизии. Пьеса впервые была представлена около пяти лет назад на фестивале современной драматургии «Любимовка» и произвела тогда большое впечатление, — продолжает Ника Пархомовская. — Для меня она прежде всего о том, что ужас социальной дискриминации не только в том, что конкретный человек угнетается, а в том, что эта травма остаётся с ним, и ему очень сложно быть другим по отношению к окружающим, и то плохое, что с ним произошло, как зараза, распространяется дальше.

26 февраля — «Сибирь» (18+) по пьесе Феликса Миттерера, режиссёр Роман Каганович, питерский Театр Ненормативной пластики. Человек перед смертью оказывается в полном одиночестве, место его последних дней — приют. Только здесь он оценивает прожитую жизнь, задаёт себе важные вопросы, оказывается перед неизбежностью ответов. Спектакль про всех нас, он отправляет в другое изменение, возвращает в реальность, где можно начать всё с нуля. Вопрос в том, сможем ли мы?

26 февраля — «Одуванчики» (18+) Челябинского театра современного танца. Автор текста, хореограф и исполнитель Денис Чернышов рассказывает о прохождении срочной военной службы языком тела. Для тех, кто служил и выжил, и для тех, кто не служил, но много слышал. «Этот пластический спектакль — очень личная история человека, который служил в армии и решил отрефлексировать свой опыт, — поясняет эксперт. — Есть ещё одна общая для современного театра тенденция — интерактив. В “Одуванчиках” — чудесный финал: зрителей кормят кондитерскими изделиями, сделанными из сухпайка срочника…».

28 февраля — «Пилорама Плюс» (18+) по пьесе Натальи Милантьевой в постановке режиссёра Елизаветы Бондарь, Российский государственный академический театр драмы им. Ф. Волкова (Ярославль). Эта современная постановка смело, порой даже грубо в лице простого, но талантливого плотника Сани рассказывает зрителям историю любви. Любви всепоглощающей, стирающей грани реальности, страстной. А ещё эта история про тотальное одиночество и коммуникативные проблемы. Главное в спектакле — то, с каким высоким градусом чувственности, достойным высокой трагедии, главный герой отчаянно сражается за своё право любить.

Вдохновляющей представляется и офф-программа фестиваля. Проникновенный и необычный камерный спектакль «The Days» (22 февраля, 16+) в постановке британского хореографа Тео Клинкарда повествует о нежности и любви, молодости и старости, сложности узнавания и радости взаимопонимания. В постановке примут участие пожилые люди из Новосибирска. Перед показом планируется двухдневный тренинг с непрофессионалами и интенсивная работа с местным сообществом. Цель этого исследования — показать, что современный танец подвластен любому телу и любому возрасту.

Швейцарский перформер и хореограф Руди ван дер Мерве 27 февраля представит спектакль «Buzz Riot» (18+). Он поднимает темы разобщённости и конфликта, говорит о глубоко личных переживаниях. Смогут ли два человека, он и она, выразить себя и свои чувства в нашем слишком уж гулком медиапространстве, смогут ли не отражать чужое, а проецировать собственное?

Планируются также обсуждения спектаклей, публичные дискуссии и лекции специалистов в области современного театра. Билеты на спектакли и запись на события фестиваля на сайте «Первого театра» 

Марина ШАБАНОВА

Последние новости

Под Новосибирском возведут бытовой городок для строителей Интеграда

Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области ищет подрядчика на обустройство бытового городка для строители микрорайона научно-образовательной деятельности «СмартСити — Новосибирск».

Памп-трек и фестивальная поляна появятся в сквере на Демакова в Новосибирске

Кроме того, в зеленой зоне будет установлен павильон «Амбар» На благоустройство сквера на улице Демакова мэрия Новосибирска планирует направить 181 млн рублей.

Стало известно, когда запустят речные прогулки в Новосибирске

Компания «Речфлот» опубликовала расписание первых в этом сезоне теплоходных прогулок по Оби.

Световой потолок в Центральном парке перевели на весенний режим работы

Центральный парк обновил режим работы светового потолка на аллее, ведущей к музыкальному театру.

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Ногинске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *