Вячеслав Стародубцев: Защищать музыку в театре, и театр в опере — это очень ответственно

На недавней пресс-конференции главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев вместе с художественным руководителем театра Дмитрием Юровским  анонсировали основные события нового репертуарного года.

На недавней пресс-конференции главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев вместе с художественным руководителем театра Дмитрием Юровским  анонсировали основные события нового репертуарного года. В основном речь шла о сложной новой постановке «Царской невесты» Римского-Корсакова, но не стоит забывать, что творческий диапазон режиссера очень широк и в обозримом будущем он постоянно удивляет новосибирскую публику. Два года назад на главной площадке театра он поставил оперу «Фальстаф» Джузеппе Верди, удостоенной V Национальной оперной премии «Онегин», а в последнее время Стародубцев сосредоточил свое внимание на Малой сцене — за это время он обогатил репертуар театра красочными и увлекательными детскими постановками, представил в камерном зале несколько интереснейших оперных спектаклей, составивших «Моцартиану НОВАТа»   и первую оперу из его цикла на сказки Пушкина , высоко оцененных зрителями и специалистами.

«Самый большой авангард и новаторство сейчас ‒ погружение в классику», — говорит режиссер, но при этом не забывает и о современной музыке.

— Вячеслав Васильевич, нам стоит ждать новые экспериментальные постановки? Возвращения к тому, с чего вы начинали осваивать Малую сцену?

— Конечно, это следующий этап. Когда я говорил о плане развития, то поначалу он касался камерных опер, затем — детского репертуара. Следующий, третий шаг, — это современная музыка. Выполнив план «Пушкинианы» и «Моцартианы», мы вернемся к реализации современных проектов, которые будут поставлены на четвертом этаже театра.

— В этом году в конкурсе «Нано-опера» ярко заявила о себе Ирина Гаудасинская, которая у нас в театре была организатором концерта лауреатов конкурса вокалистов, основанного ее бабушкой, Ириной Богачевой.

— Да, она получала специальный приз от НОВАТа — право постановки оперы Шабалина «Укрощение строптивой».

— Интересный режиссер?

— Посмотрим, я ведь тоже в свое время получил карт-бланш и шанс проявить себя.

Ирина Гаудасинская и Вячеслав Стародубцев

— Расскажите, пожалуйста, немного о самом конкурсе.

— Это уникальный конкурс и уникальный формат творческого состязания, идея которого принадлежит Дмитрию Александровичу Бертману. За короткое время режиссеры в первом туре должны поставить арию из оперы, во втором — дуэты, в третьем — хоровую сцену. Самое потрясающее — это предельно представительный состав жюри, ведущие деятели культуры, их мастер-классы ты запоминаешь навсегда.

— Откуда такое название?

— Его придумал сам автор идеи. Мы живем во времени, которое спрессовано нанотехнологиями — век все убыстряется и убыстряется. И даже постановочное время у режиссеров сжимается. Раньше опера ставилась полгода… Сейчас больше месяца никто не даст, потому что есть свои законы репертуарного театра. «Нано-опера» — это своеобразная школа выживания и невероятно интенсивного впитывания мастерства. Мне кажется, можно много говорить о том, как изменилось время. О событиях, которые изменили время... Но для меня любые внешние события — это возможность побыть наедине с собой и задать вопросы.

Сейчас  я, как никогда,  убежден, что пристрастие и любовь к классическим традициям русского драматического и музыкального театра, переданные мне моими великими учителями — Борисом Александровичем Покровским, Дмитрием Александровичем Бертманом, Романом Григорьевичем Виктюком и Галиной Павловной Вишневской, в театре которой я делал свои первые шаги — это то, что я должен  защищать.  Моя приверженность классическому театру, красивому и при этом глубокому, моя любовь  к подробностям, традициям и сохранение всего этого — это настолько правильно, насколько и сложно! Защищать музыку в театре, и театр в опере — это очень ответственно и отнимает много душевных сил.

— Вы считаете себя в большей степени режиссером драматического или музыкального театра?

— Когда я осознанно понял, что хочу быть режиссером, то создал свой театр драмы и оперы «Театр ДО». Это мое детище, в котором я начинал свои режиссерские пробы достаточно успешно. Мне кажется, что я и дальше продолжу в этом направлении, так как мне интересен и драматический, и музыкальный театр. Роман Григорьевич Виктюк говорил, что он  ставит драматический спектакль по законам музыкального жанра — он очень любил оперу, и у него было много книг, по которым он изучал музыкальную форму, некоторые из них он мне подарил. Так что мне комфортно и в том, и в другом жанре.

Любой современный драматический спектакль не может быть без музыки. На сегодняшний день мы видим, что музыка — это абсолют, раскрывающий зрительскую эмоцию быстрее, чем даже самое яркое драматическое действо. Есть даже такой прием в драматическом театре: если сцена не клеится, то ты находишь музыку и включаешь ее — это и становится «костылями» для артистов. Или, когда я прихожу на любой драматический спектакль, мне нужно мысленно убрать музыку и понаблюдать, насколько будет интересно смотреть. Очень часто именно музыка является главным действующим лицом в драматическом спектакле.

— Вы ставите спектакль «Золушка» в МХАТ имени Максима Горького. Кто  автор музыки к  спектаклю?

— Сценическую версию писал я сам по киносценарию и пьесе Шварца, и в процессе репетиций понял, что музыка Спадавеккиа, которая была в легендарном кинофильме с Фаиной Раневской и Яниной Жеймо универсальна. Но основу музыкального стиля нашей «Золушки» составит музыка Гершвина, сейчас мы пытаемся оркестровать Спадавеккиа именно в этом стиле. Мне кажется, что это будет очень интересно.

— Не боитесь большой сцены МХАТа?

— Конечно, для меня это невероятная ответственность, ведь именно «Золушка» будет в числе двух премьер, которые откроют новый сезон МХАТа, но я знаю, что с Божьей помощью у нас получится прекрасный спектакль для всей семьи, в который все постановщики постараются вложить все самое лучшее, что есть в них.

— Достаточно серьезный раздел вашего творчества, который отнимает очень много сил и энергии — это репертуар для детей. Думаю, от последней премьеры, которая открыла «Пушкиниану», вы еще не отошли. Помимо того, что там очень явно проявился ваш интерес к образовательной направленности, сама партитура Виктора Плешака представляет собой взрослое, серьезное музыкальное полотно. Считаете, что музыка к детским спектаклям должна писаться без скидки на возраст?

— Безусловно. Я ставлю спектакли по всей России, но именно в работе над детским репертуаром я ощущаю свою главную миссию: воспитание завтрашнего — серьезного, образованного, думающего зрителя. Сейчас мне особенно хочется собрать все фундаментальные русские театральные традиции, к сожалению, на сегодняшний день забытые, и воплотить их в детских операх. Именно поэтому в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» мы создали галерею с картинами наших замечательных русских художников — Васнецова, Репина, Врубеля, Рериха. Для меня важно, чтобы в то время, когда мы так много говорим о современном театре, о развитии культуры и искусства, не отрываться от наших корней. Конечно, я современный режиссер и, соответственно, чувствую современные тенденции, течения — их-то как раз и можно выпукло показать, основываясь на фундаменте русской культуры. На сегодняшний день ни один театр в России, да и в мире, не уделяет должного внимания детскому репертуару, а это большая ошибка! Важно прививать «поколению гаджетов» любовь к своей национальной культуре — показывать русскую живопись, говорить о сказках Пушкина, закладывать любовь к опере. Это большая победа, что на наши детские спектакли приходят взрослые без детей — премьера «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» показала невероятную популярность детских сказок среди взрослых.

— Взрослые — это те же дети?

— Я кричу об этом всегда! Мы должны как можно дольше оставаться детьми, воспринимать этот мир открыто, восторженно, искренне! В своих спектаклях для детей я говорю о серьезных и взрослых вещах. Мне кажется, с ребенком нельзя говорить с позиции назидания... Необходимо говорить исключительно с позиции равного и, конечно же, находить игровую и яркую форму. Когда ребенок чувствует прямой диалог, тогда то, что мы пытаемся вложить в него, воспринимается им гораздо серьезнее и надолго.

— Наблюдая за зрителями в Малом зале, я вижу, что реакция детей и взрослых одинаково восторженная. Иногда такое чувство, что взрослые стесняются показать то, что они немного забыли некоторые впечатления из своего детства.

— В нашей «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» я специально сделал выход богатырей из зала, чтобы была возможность рассмотреть их поближе — это, конечно, вызывает полный восторг у зрителей. Взрослые зрители были настолько оживлены, что достали телефоны и начали снимать богатырей в кольчугах — в настоящих доспехах, сделанных очень подробно и исторически верно.

— Мы все знаем, что следующими премьерами станут оперы «Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане». То есть, тему «Пушкинианы» разовьют три спектакля?

— Да, моя мечта к 2025 году, знаковому для Александра Сергеевича Пушкина, сделать ряд спектаклей, посвященных этому замечательному русскому гению.

— А музыка для реализации замысла будет использована уже существующая или она будет заказана?

— Возможен и первый, и второй путь, если наш цикл этого потребует. Было бы здорово, если бы кто-то из современных композиторов написал на пушкинский текст новую оперу для детей — именно оперу, а не мюзикл, не эстрадную композицию! Музыкальный материал Виктора Плешака очень серьезный и сложность вокальных партий в нем на уровне — не побоюсь этого сравнения — «Турандот» Пуччини. Партия Царевны сложнее той же Лиу, а Мачеха во многом близка Турандот. И я понимаю, почему эти полотна не идут в театрах — в них значительны творческие и эмоциональные затраты труппы. Проще поставить «Турандот», чем «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Мы постоянно повышаем планку уровня и вокального мастерства, и оркестровой партитуры, и сценографии. Это тоже одна из моих задач, и одновременно, один из моих страхов… Как сделать еще лучше? Еще интересней? Но это и одна из моих депрессивных составляющих, потому что я всегда «выжимаю» себя до капли.

— А что насчет «Моцартианы»? Мы знаем, что были колебания между «Мнимой садовницей» и оперой-буффа «Дон Жуан». Кстати, я с этим жанровым определением не согласен, и считаю, что «Дон Жуан» — настоящая драма.

— Нет, это опера-буффа. Если брать сюжет — это одно, а история Моцарта — это другое. То же самое, что сравнить «Пиковую даму» Чайковского и «Пиковую даму» Пушкина. Музыкальный материал «Дон Жуана» очень ироничный, в каких-то моментах предельно цинично-ироничный. В нем есть над чем подумать. И да — мы остановились на опере «Дон Жуан»...

Ведь что такое музыка? Это часть бессознательного. Для меня музыка — это Божье свидетельство, которое мы можем реально ощутить на земле, потому что на каждого из нас она оказывает абсолютно свое влияние — в момент прослушивания того или иного произведения возникает своя ассоциация, пробуждается фантазия и человек начинает мечтать.

Александр САВИН, специально для «Новой Сибири»

Фото Алексея ЦИЛЕРА и из архива Вячеслава Стародубцева

Ранее в «Новой Сибири»:

Вячеслав Стародубцев: Это вызов — сделать взрослую оперу интересной для детей

Последние новости

Под Новосибирском возведут бытовой городок для строителей Интеграда

Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области ищет подрядчика на обустройство бытового городка для строители микрорайона научно-образовательной деятельности «СмартСити — Новосибирск».

Памп-трек и фестивальная поляна появятся в сквере на Демакова в Новосибирске

Кроме того, в зеленой зоне будет установлен павильон «Амбар» На благоустройство сквера на улице Демакова мэрия Новосибирска планирует направить 181 млн рублей.

Стало известно, когда запустят речные прогулки в Новосибирске

Компания «Речфлот» опубликовала расписание первых в этом сезоне теплоходных прогулок по Оби.

Световой потолок в Центральном парке перевели на весенний режим работы

Центральный парк обновил режим работы светового потолка на аллее, ведущей к музыкальному театру.

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Якутске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *