25.12.2019

Ян и энергия ян

Он мечтал об этом студентом, и вот пять лет спустя получил свой «Парадиз» за лучшую мужскую роль.

Он мечтал об этом студентом, и вот пять лет спустя получил свой «Парадиз» за лучшую мужскую роль. Ян Латышев — о воспитании чувств, занятиях йогой и боксом, традициях семьи и мужских качествах.

 

Выпускник новосибирской школы № 85 «Журавушка» Ян Латышев планировал поступать в военный вуз, но за компанию с друзьями поступил в Новосибирский театральный институт. После его окончания в 2016 году за первые два месяца в театре «Старый дом» ввёлся в девять спектаклей. Первая же роль — манерного лакея Яши в «Вишнёвом саду» — обратила на себя внимание и зрителей, и критиков. Входит в группу сильнейших актёров «Старого дома». В своих ролях — будь то Клавдий в «Sociopath / Гамлет», Игнатов в «Зулейхе», Ганя в «Идиоте», Лис в «Путешествии Нильса» — Ян Латышев находит массу нюансов и оттенков, рисуя их подробно и ёмко.

 

Игра в киберпространстве

— Ян, «Парадиз» и правда был вашей мечтой, о чём вы признались со сцены?

— Это самая главная театральная премия Новосибирска. Мы приходили на церемонию будучи старшекурсниками. Помню, какую я испытывал зависть и как мечтал, что когда-нибудь сам буду так стоять. Я по своей сути спортсмен, мужчине всегда нужно соревноваться, и в искусстве есть этот элемент. Для меня соревнование — это не самоутверждение, а стремление к совершенствованию вопреки своим слабостям.

 

— Каким спортом занимались? И помогает ли это сейчас в профессии?

— Акробатикой, ушу, классическим боксом, а тайским боксом до сих пор занимаюсь. Режиссёр Максим Диденко, когда ставил в нашем театре спектакль «Я здесь», показал несколько циклов йоги — я кое-что добавил, и теперь сам практикую. Два-три раза в неделю йога, плюс занятия в зале — единоборства — бассейн. Лучше всего летом, когда можно полностью отдаться этим занятиям, — йога, природа, цигун. Хочу плотно заняться тайцзы. В театре у нас огромные психофизические нагрузки, именно спорт помогает с ними справиться.

 

— Какие спектакли приходится играть на пределе возможностей?

— Та же «Зулейха открывает глаза» — там нужно очень резко брать разные состояния. Мы «едем в поезде» всего-то 15-20 минут, а по сценарию проходит полгода. В кино это можно смонтировать, а на сцене так меняться в короткое время — непросто. Нужен особый нерв, иначе неинтересно будет смотреть. Плюс вот эта конфигурация зала, когда зритель сидит с трёх сторон, — требует особой атмосферы, нужно играть и мощнее, и в то же время детальнее. Мы впервые с этим столкнулись на «Социопате», где мизансцена вообще на 360 градусов. И ты всё время должен работать по всем направлениям, существовать в киберпространстве с эффектом 5D. Скажу честно: после этого обычные спектакли, с двухмерным пространством, уже не так интересно играть.

 

«Идиот»

 

— Вам в этом году исполнилось 25 лет — Игнатов, за роль которого вы получили «Парадиз», значительно старше. Как «нарабатывали» этот жизненный опыт?

— Я не знаю, откуда это, но внутри меня живёт человек, которому как минимум 65 лет. Я же невротик, как 50–60 процентов людей в мире. Вот это чувство гиперответственности, когда нужно всё сделать правильно, при этом никого не обидеть, всех примирить. Плюс насмотрелся разного с детства — улица, драки; мой первый класс совпал с началом «нулевых».

 

— Вы по натуре боец?

— Я сначала больше получал, конечно, — потом стал заниматься спортом. Отец мой лет двенадцать занимался боксом. По профессии он был связан с атомной энергетикой, и в начале 1990-х, когда всё развалилось, оказался не у дел. Тогда многим пришлось выбирать: или бандитом стать, или остаться честным человеком. Он выбрал второе: пошёл в дальнобойщики — и в моём возрасте объездил всю страну и СНГ. Как мы ждали его с командировок! Тяжёлое было время. Сколько людей уехали, сколько спились в те годы, сколько просто растерялись?! Я счастлив, что мои родители смогли сберечь семью и пронести свою любовь через эти годы, у них три сына. В 1998-м родился мой средний брат, я брал ответственность на себя, а потом родился третий — младшему сейчас шесть лет, и я делегировал ответственность среднему брату. Возвращаясь к вопросу, скажу, что натурой бойца я в отца, хотя и у мамы волевой характер.

 

— В отличие от романа Гузель Яхиной, спектакль режиссёра Эдуарда Шахова всё-таки больше мужская история. Идейному Игнатову приходится кривить душой, чтобы спасать людей?

— Нужно начать с того, что ссылка в Сибирь — это близкая, понятная и больная для нас всех здесь тема, у меня три бабушки были репрессированы. Но ещё более понятно мне стало, что пережили эти люди, когда нынешним летом я доехал на поезде до Красноярского края, увидел те места, познакомился лично с людьми, чья история рифмуется с историей, рассказанной в романе. Я познакомился с человеком, который мог быть прототипом Игнатова — реальным комендантом, — с его женой, которая, будучи беременной, перенесла тяжёлый переезд из-за перевода мужа в места, описанные Гузель Яхиной. И эта история для меня ожила. Так что осенью я уже играл с другим ощущением. Чувствовал, что я рассказываю личную историю — и этого коменданта, и своего отца. По сути, историю человека, который искренне верит в идею, время его предаёт и ломает, но он при всём этом остаётся человеком. Честным человеком, пусть и не у дел.

 

«Путешествие Нильса с дикими гусями»

 

Делай искусство

— «Sociopath / Гамлет» — шекспировский сюжет, рассказанный современным языком. Кто стал прототипом для сегодняшнего Клавдия?

— Главный социопат в этом спектакле не Гамлет — он инфантил, эгоистичный, рефлексирующий человечек, социопат здесь Клавдий. Он ненавидит всех, у него нет настоящих чувств и привязанностей, он может хладнокровно убивать. Я играю совокупность личностей, в том числе политических и медийных лиц. В чём суть сцены «Мышеловка», которая у нас решена баттлом? В эту «мышеловку» должен попасть не Клавдий, а зритель! Это такая режиссёрская ловушка, крючок. Все должны попасть под обаяние Клавдия: ведь он говорит нормальные, адекватные вещи. Все должны начать сомневаться, чтобы потом, в конце, когда Клавдий станет бесчинствовать, поймать себя на том, что обманулись. На Сахалине, например, Клавдий выиграл баттл, судя по зрительским реакциям… «Как ты можешь управлять государством, — говорит Клавдий Гамлету, — когда ты за себя-то не можешь постоять…»

 

— Сейчас же три Гамлета. И к каждому подбираете свой ключ?

— Да, и это очень сложно. Толя, Анатолий Григорьев, — это такой нервный герой. «Ты античный герой, ты заигрался, вокруг другое время…». Саша Вострухин — инфантильно-рефлексивный Гамлет-красавчик, и я его через инфантилизм начинаю разбирать. А Тимофей вообще другой, он больше интеллектуальный, его приходится тем же оружием «брать». Мы в этих баттлах всё время импровизируем на сцене. Есть, конечно, какая-то общая конструкция, но я под каждого Гамлета пишу и каждый раз меняю свой баттл, откликаясь на злобу дня. Хотя за границей зрителю гораздо интереснее смотреть про нас, а не про них. Но в Берлине, где мы играли 9 мая, я всё-таки вставил в финале баттла фразу, которую увидел на стене берлинского дома: make art, not war — делай искусство, а не войну… А у нас, в России, я в финале говорю фразу: не мы такие, жизнь такая. Так что ключики подбираются ситуативно.

 

— Обаятельное зло — опасная вещь.

— В нас же всё есть — и великое добро, и великое зло. Я недавно в баттле написал строчку на эту тему: «Даже с точки зрения дао у нас гармония по цветам: ты в чёрном — ты инь, я в белом — я ян…» В нас всё есть — мужское и женское, плохое и хорошее, это просто по-актёрски нужно развоплощать. Я на сцене это сделал, и всё — в жизни мне не хочется ни с кем воевать. Кстати, я по-прежнему мечтаю, чтобы Анатолий Григорьев сыграл Клавдия, — уверен, это было бы очень эпично.

 

— Гертруда — Лариса Чернобаева — тоже без замены играет.

— Лариса — потрясающая партнёрша, невероятная актриса. Она незаменима. Я на самом деле безумно счастлив, что служу в таком театре! Когда ты на триста процентов уверен в своих партнёрах, учишься у них каждый день, ты с ними на одной волне и доверяешь им, — вот тогда получается сотворчество. И главному режиссёру Андрею Михайловичу Прикотенко огромное спасибо за то, что он смог создать особую творческую атмосферу и вместе с дирекцией театра поменял вектор движения «Старого дома».

 

— Ваш герой Ганя в «Идиоте» — весьма распространённый сегодня тип человека, рвущегося к благосостоянию любой ценой.

— Эта большая работа продолжается, она ещё не закончена. Пока это только 15 процентов того, о чём мы с Андреем Михайловичем говорили. Для меня эта роль — настоящий вызов. Зерно её — гордыня, мы так и зовём его — Гордыня Ардалионович. Он пытается пробиться, ненавидит своих родителей, ему все мешают. Он денег хочет, потому что ему нужно выбиться в люди любыми путями. Мне сложно здесь, потому что я другой. Я люблю своих родителей. Мы, хоть и скромно жили, но я никого в этом не винил. Я всё понимал. По большому счёту я в себе эту гордыню всю жизнь давил, и воспитание у меня было соответствующим. Я беру ответственность на себя, а Ганя не берёт ни за что ответственность: он считает, что все ему должны и что все недостойны его величества. В этом сложность. Хотя, наверное, я слишком сильно закопал это в себе. Будем раскапывать…

 

Вишнёвый сад

 

Поклон, ещё поклон

— Судя по странице ВКонтакте, вы поэт-лирик. Или есть и другие стихи?

— О чём вся литература и поэзия — о любви или о смерти. Эрос и Танатос — два главных мотива. Причём о любви недостижимой, о связанных с нею страданиях. Потому что читать про то, как «жили они долго и счастливо», — никому не интересно. Я начал писать стихи из-за первой разбитой любви, в восьмом классе. Это был рэп. «Раннее утро, а я не сплю, понимаю, что до сих пор я люблю…» В старших классах начал участвовать в текстовых рэп-баттлах. Чтобы подтянуть технику, начал изучать разные художественные тропы, способы рифмовки. А поступив в театральный институт, окунулся не только в драматическое искусство, но и в великую поэзию. У нас были потрясающие педагоги, невероятно мощная гуманитарная кафедра. Они вселили такую любовь к поэзии Золотого века, Серебряного века, к постмодерну! Мне это было интересно, и я сам начал писать поэтические строки, а не рэп. Как-то сдавал зачёт Ларисе Прокопьевне Шатиной, нужно было написать эссе по роману Стендаля «Красное и чёрное», а я написал стихи. Она заинтересовалась, спросила, есть ли ещё, я принёс, и она передала мои стихи Юрию Васильевичу Шатину, большому знатоку поэзии, профессору педуниверситета, и он написал мне развёрнутую рецензию. Я до сих пор отправляю стихи своему педагогу, профессору НГТИ, Илье Владимировичу Кузнецову, и недавно, когда встречались ним, он отметил, что появились и взрослые философские произведения. Но если на сцене идёт интенсивная работа, эмоциональных сил на то, чтобы писать, не остаётся. Да и на личном фронте всё хорошо.

 

— Такие брутальные роли и личное обаяние не могут не вызывать интерес женской части аудитории. Поклонницы одолевают?

— Пишут довольно часто, и это очень приятно. Женщины разного возраста. Я отвечаю, благодарю. Feedback, или обратная связь, — это очень важно для актёра. Я раньше стеснялся на поклонах, торопился убежать, а это в корне неправильно. Ты затратил огромную энергию; если, конечно, по-честному всё сделал, на поклоне тебе в утроенном размере возвращается эта энергия. Её нужно принять и погрузить в себя, от этого и самочувствие актёра зависит. Мы же массу энергии теряем; иногда кажется, нужно поберечься, а не можешь. Я один раз только схалтурил, года два назад, до сих пор стыдно, и тогда же обещал себе играть всегда на максимуме.

 

— Такое чувство, что вы культивируете в себе мужские качества.

— Это правда. Все же вокруг твердят, что мужчин настоящих мало. Немало событий выпало на долю России, в результате которых она лишилась части мужского населения, что привело к тотальной безотцовщине. Как результат — отсутствие в новых поколениях мужского стержня, неумение и нежелание брать на себя ответственность, отсутствие чести и достоинства. Поэтому хочется со сцены транслировать настоящие мужские качества, то, что передал мне мой отец, а ему — его.

 

— Вы сказали: на личном фронте всё хорошо.

— Никогда не думал, что моя девушка будет актрисой, к тому же мы будем играть в одном театре. Альбина (Лозовая) очень похожа внешне и внутренне на мою мать. Мы с ней родственные души. Когда в театре объявили кастинг, мы уже встречались полгода, и я не мог ей не сказать — она пробовалась и поступила. Сейчас перевелась с отделения актёра театра кукол на драматическое, будет учиться на четвёртом курсе заочно.

 

— Судя по всему, скоро будет свадьба?

— Хорошо бы, но тут нужно распределиться. Хочется и хорошую свадьбу, и своё жильё, и чтобы дети не росли в нужде. Государство формально пытается повысить демографию, но фактически не помогает молодым специалистам. А без своего жилья всё очень сложно. Поэтому нужно время, а воля есть. Главное — мы счастливы. Мы служим в потрясающем театре, у нас невероятная творческая атмосфера. Даст Бог, будет больше.

 

Марина ШАБАНОВА |  Фото Валерия ПАНОВА

Последние новости

Более 1000 летних лагерей примут 122 тысячи детей для оздоровления и отдыха

Фото: unsplash.com В Новосибирской области летом 2024 года порядка 122 тысяч юных жителей и гостей региона отдохнут в 1012 организациях детского отдыха и оздоровления.

Ученые НГУ создали метод определения антител для создания вакцин

Разработка позволяет создать лекарство за четыре месяца Ученые НГУ создали метод определения антител для создания вакцин.

Врач из Новосибирска рассказала, как разбудить организм после зимней спячки

Как известно, зима - большой стресс для организма. На протяжении долгих месяцев организм сталкивался с дефицитом солнечного света, недостатком витаминов, поэтому он встречает весну со сниженным иммунитетом Фото:

Card image

Как аутсорсинг может повысить эффективность вашего бизнеса

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *