«Надо просто любить»: что главное для педагога?
05.10.2022

«Надо просто любить»: что главное для педагога?

К 75-летию музыкальной школы имени Свиридова — интервью «Свидетеля» с Тамарой Николаевной Лапиной, больше четверти века — с 1965 по 1992 год — руководившей ДМШ.

К 75-летию музыкальной школы имени Свиридова — интервью «Свидетеля» с Тамарой Николаевной Лапиной, больше четверти века — с 1965 по 1992 год — руководившей ДМШ.

Ей был всего 31 год, когда её назначили директором музыкальной школы.

— Школа тогда была молоденькой 18-летней девушкой, а педагоги — титаны, — говорит Тамара Николаевна. — В их числе — первооткрывательница предмета музыкальной литературы Бэлла Арбит. А ещё Марина Литвинова, Светлана Кушниренко, фронтовик Николай Лысков… Николай Павлович всегда говорил: «Директором я стал только потому, что никто на эту должность не соглашался. Ну какой из меня руководитель? Я мягкохарактерный». Так и было: добрейшей души человек. Как он любил своё дело и учеников!

Как-то у Василия Сухомлинского, известного в СССР педагога, спросили: «Как вы подбираете в свою школу учителей, которые остаются в коллективе, не уходят?». Он ответил: «Меня интересует человек, который любит свою профессию и детей». Услышав это впервые, я подумала: «Что за простота?». Сегодня, основываясь на личном опыте, точно знаю: это основа для каждого преподавателя.

В Бердск Лапина переехала из Черепанова, где трудилась по распределению, окончив Свердловское музыкальное училище. Интересно, почему после отработки выбор пал именно на Бердск?

— Из Черепанова каждый год я хотела убежать в Свердловск, где родилась и выросла. И так было до тех пор, пока не познакомилась с Бердском. К тому моменту здесь уже жили многие друзья нашей семьи. Город красивый, зелёный, на берегу море… Врачи говорят, что я «человек водяной», поэтому, увидев Бердск, я как-то сразу поняла: дома. В Свердловск больше не рвалась, сразу по приезде — в 1965 году — стала директором музыкальной школы.

— Какой она была в то время?

— Уютный тёплый одноэтажный домик на улице Островского, 85 состоял из шести комнат. Его окна выходили в садик с яблонями, в классах работали 13 педагогов. Игре на фортепиано, скрипке, баяне, аккордеоне и других музыкальных инструментах они обучали 103 ребёнка. Первая проблема, с которой я как руководитель столкнулась, был кадровый голод. В областном управлении культуры мне с этой проблемой никто не помогал. Говорили: «Голубушка, твой Бердск находится рядом с Новосибирском, сами кадры формируйте. А наша задача — укомплектовать отдалённые районы области». Пришлось приглашать учителей на работу по совместительству из Новосибирска. Десятки педагогов оттуда вели в нашей школе уроки по два три дня в неделю до тех пор, пока мы не выучили свои кадры. В 1980 году у нас уже было 48 преподавателей и полностью оснащена материально-техническая база.

— Кулаком по столу в кабинетах начальства часто бить приходилось? Советское время – период тотального дефицита, не всем и не сразу чиновники выделяли то, что было необходимо…

— «Тёрок» у меня, что уж говорить, с горкомом партии было много, лоб постоянно был в синяках. Да, добивалась того, что было необходимо. Если требовалось, твёрдо могла сказать: «НЕТ». У меня коллектив, у меня дети, у меня родители. Помню, каждую осень все организации города отправляли на уборку урожая: убирать на полях картошку, капусту, свёклу. Но сколько бы недовольств в горкоме партии мне не высказывали, от работы свой коллектив я не отрывала. Потом мы пришли к компромиссу: на два дня все педагоги школы выезжали в поле, зато потом в течение всего сезона от нас по 10 человек не дёргали «на картошку» в разгар учебного процесса.

Если я вела урок, то пусть хоть сам секретарь горкома звонит, трубку брать не буду. У меня музыкальная литература! Я детям о великих людях рассказываю: Моцарт, Шопен, Бетховен!.. Мы занимались важным делом — воспитанием гармоничной личности. Что может быть важнее?! Звонили мне чиновники в рабочее время, звонили, а потом поняли, что бесполезно. Отстали. За это и многое другое меня железным Феликсом прозвали.

— А как ещё вас называли-величали? И какое обращение ближе вашему состоянию души?

— Однажды где-то в газете прочитала про себя «императрица». Была в полном изумлении. На вручении ленточки «Почётный гражданин» — на сцене ДК «Родина» — мне в шутку сказали, что отныне по чётным числам меня будут величать почётным гражданином, а по нечётным — гранд-дамой нашего города. Но мне приятнее всего «дорогая Тамара Николаевна». От моего дома до музыкальной школы лёгкой походкой — минут десять. Я иду около часа. По дороге обязательно встречу коллег, учеников, родителей учеников…

— Руководить большим коллективом, особенно творческим, дело непростое. О вашем директорстве люди отзываются только положительно. В музыкальной школе вас до сих пор называют хранителем…

— За все годы работы в ней я никого не предала, не продала. Даже не уволила. Конфликты были. Как без них? У меня в штате пять–шесть ТАКИХ кадров было!.. Профессионалы, таланты, умницы. Если бы вы только видели, КАК они вели свои уроки. Но недаром существует поговорка, что все талантливые люди… как бы это помягче сказать… со сложностями в характере. Да чего уж там!.. Мы называли их стервозными. Одни вечно качали права, другие со всеми конфликтовали… Когда всё это начинало выходить за рамки, я приглашала такого педагога в кабинет, мы закрывались на ключ. И так гремели и кричали!.. До тех пор, пока не услышу от него: «Хорошо, я попробую».

Ради их таланта всё это стоило терпеть. Сегодня выпускники этих людей — отличные специалисты, руководители в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Бердске. Это заслуга педагогов – их мозгов, души и сердца.

— Преподавать в музыкальной школе вы перестали в 2015 году, после этого работали смотрителем школьного музея, уволились в 2021-ом, но до сих пор активный участник городских мероприятий, ведущая литературно-музыкального салона, которому в 2023 году исполнится 30 лет. Скрипка, фортепиано, вокал, ваши потрясающие истории о любви, стихи, романсы… Что в вашей жизни музыка и поэзия?

— Любовь! Со сцены я читаю стихи любимых поэтов: золотой век, серебряный век, поэзия современников… Я замешана на любви. А музыка с ними не разделима. Как-то Василий Сухомлинский сказал: «Человек, играющий на скрипке, не способен на преступление». А актёр Сергей Пускепалис говорил, что войны происходят там, где не дорабатывает искусство.

— Что вам помогает в ситуациях, когда тяжело, трудно?

— Порой даже не хочется подниматься с постели: всё болит — от головы до ног. Веду внутренний диалог: «Хочешь? — Не очень. Можешь? — Могу. Значит, вставай и иди!». Встаю. Иду гулять по городу, в родной дом – музыкальную школу. Общение с хорошими людьми – жизнь.

Тамара Николаевна Лапина – Почётный гражданин Бердска, награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, у неё более 1000 выпускников. Дочь и внучка закончили музыкальную школу по классу фортепиано.

Последние новости

Встреча с сотрудником лаборатории медицинской биотехнологии состоялась в Посевнинской школе

В рамках профориентационной работы и фестиваля науки в  Посевнинской школе состоялась встреча учеников 3-их и 9-11  классов с выпускником школы 1998 года Романом  Александровичем Князевым,

Андрей Мартемьянов: «В третьем периоде прибавили, но было уже поздновато»

- Первый период прошёл в более-менее равной игре.

Серия побед прервалась в Ярославле

В очередном матче Фонбет Чемпионата Континентальной хоккейной лиги "Сибирь" в Ярославле проиграла со счетом 0:3 (0:0, 0:2, 0:1).

Card image

У кофеварок, как и любого оборудования, могут возникать проблемы в работе, связанные с постоянным или неправильным использованием.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *