Новосибирские ученые разработали "умный" источник питания для самолетов в Арктике
Аэродромный источник питания представляет собой шкаф с силовой электроникой под управлением интеллектуальной микропроцессорной системы.
Аэродромный источник питания представляет собой шкаф с силовой электроникой под управлением интеллектуальной микропроцессорной системы. Его основная задача - обеспечить стабильное трехфазное электропитание самолетам и вертолетам во время их предполетного обслуживания, когда у машины нет возможности получать энергию от бортовых генераторов.
В сравнении с зарубежными аналогами рыночная стоимость отечественной разработки будет на 30% меньше, при этом качество и надежность, в отличие от некоторых иностранных изделий, будет существенно выше. За счет уникальных технических характеристик и климатической системы внутри преобразователя устройство сможет работать при температуре –50. Поэтому по завершении наладки серийного производства планируются его поставки не только в северные регионы России, но и в Арктику.
Разработка выполнена сотрудниками инжинирингового предприятия "Интеллектуальные машины" выпускниками Новосибирского государственного технического университета НЭТИ под научным руководством специалистов кафедры электроники и электротехники вуза.
"Сегодня есть острая нехватка аэродромных преобразователей переменного тока отечественного производства, - рассказал управляющий инжиниринговой компании ООО "Интеллектуальные машины" Герасим Герасимов . - Тендерная разработка висит уже 10 лет, и никто не может ее закрыть. В России производятся источники питания с частотой 400 Гц для аэропортов, но они электромеханические и сегодня не особо популярны в использовании на аэродромах. Заказчики больше предпочитают полупроводниковые источники. Поэтому сейчас на российских аэродромах используют зарубежные преобразователи, а не отечественные. Но хорошие зарубежные аналоги порой не выдерживают наши морозы. Мы же постарались сделать преобразователь таким, чтобы работники российских аэродромов его включили и забыли".
Инженерам получилось выйти на самый популярный класс мощности - 90 кВА. По словам научного руководителя проекта - старшего преподавателя кафедры электроники и электротехники НГТУ кандидата технических наук Романа Горбунова, такие изделия востребованы на рынке, но сложны в разработке.
"При частоте 400 Гц и мощности в 90 кВА довольно проблематично обеспечить необходимое качество электроэнергии во всех режимах работы устройства. А ведь требования по качеству являются основными и устанавливаются государственным стандартом на такие системы. Поэтому для решения этой задачи предприятие и обратилось за научной поддержкой НГТУ", - рассказал молодой ученый.
В системе управления умного шкафа предусмотрены 15 видов активных защит от негативного воздействия внешней среды и внутренних неполадок. Например, при перегреве или длительной перегрузке устройство блокируется, а на дисплее высвечивается причина отключения.
"Сейчас тема освоения Арктики озвучена президентом как одна из важных. Подо льдом находится около 80 млрд баррелей нефти, триллион тонн угля и триллион кубов газа, самые большие в мире залежи золота, серебра, алмазов и редких металлов. Один из двух способов попасть на Новую Землю - это самолеты и вертолеты. И для нормальной работы аэродромов необходимы такого рода преобразователи, которые бы могли обеспечить питание летательным аппаратам и помогать в вопросе исследования Арктики", - прокомментировал Роман Горбунов .
Прототип уже прошел основные этапы испытаний и проверок на имитаторах нагрузки. Сейчас новосибирские инженеры работают над подготовкой серийного производства.
Команда разработчиков состоит из одиннадцати инженеров и программистов, среди которых десять выпускников НГТУ НЭТИ. Шесть инженеров окончили кафедру электроники и электротехники факультета радиотехники и электроники университета. Помимо аэродромного источника электропитания 400 Гц они уже создали серию аэродромных выпрямителей, выпрямители для электролиза и гальваники, тиристорные системы возбуждения синхронных двигателей и генераторов, регуляторы напряжения переменного тока и другие устройства, сообщил пресс-секретарь НГТУ Юрий Лобанов .
Справка .
Задачи национального проекта "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры" - развивать и расширять международные транзитные коридоры Запад-Восток и Север-Юг. Кроме этого, целью проекта является повышение уровня экономической связанности России за счет расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, гарантированного обеспечения доступной электроэнергией.
Последние новости
АНОНС | О развитии социальной сферы в Новосибирске
5 февраля в 12.00 в ТАСС состоится пресс-конференция о реализации социальных проектов в Новосибирске в 2025 году.
АНОНС | Итоги–2024: департамент образования мэрии отчитается о работе и наметит планы на текущий период
Завтра, 5 февраля, в мэрии Новосибирска подведут итоги развития городской системы образования за 2024 год.
63-летний мужчина погиб под колёсами поезда в Новосибирской области
Трагический инцидент случился вечером в понедельник, 3 февраля, на станции Коченёво, сообщает пресс-служба УТ МВД России по СФО.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения