10.03.2023

Работа мечты: как помочь выбрать профессию подростку

Профориентация — знакомый термин для многих подростков 15-17 лет. Многие из них только начинают разбираться в своих интересах и искать своё призвание в жизни.

Профориентация — знакомый термин для многих подростков 15-17 лет. Многие из них только начинают разбираться в своих интересах и искать своё призвание в жизни. Как правильно подойти к выбору профессии и как в этом способны помочь родители, учителя и психологи? «Новосибирские новости» узнали об этом у тренера по развитию личности подростков Евгении Бочаровой.

Анастасия Горелова

Анастасия Горелова : Евгения, здравствуйте! Более  70% россиян недовольны своей работой. Выбор профессии начинается ещё со  школьных лет. Связана  ли такая статистика с  тем, что подростков неверно направляют, не  помогают определиться с  тем, что им  интересно в  профессиональном плане?

Евгения Бочарова : Конечно, всё это связано, потому что выбор профессии начинается в  очень раннем возрасте. Буквально с  трёх лет мы  начинаем слышать от  наших детей, что сегодня я  пожарный, завтра  — космонавт, послезавтра  — автослесарь. По  сути, каждый подросток проходит так называемую подростковую яму. Когда происходит переоценка ценностей, именно в  этот самый момент нужно принять важное решение. Поэтому подростки часто могут делать неосознанные решения. Кто-то идёт по  определённой колее, династии. Например, мои мама с  папой бухгалтеры, и  я  тоже буду. Кто-то готов поступить куда угодно. А  кто-то принимает решение в  последний момент и  буквально методом тыка, пальчиком указывает, куда он  пойдёт учиться.

Действительно, огромное количество людей после получения образования выходят на  рынок труда и  понимают: «Боже мой, я  вообще не  тот человек, на  которого учился».

Евгения Бочарова. Фото: Сергей Тарасов, nsknews.info

Анастасия Горелова : В  таком случае самоопределение и  профориентация  — это разные вещи?

Евгения Бочарова : Самоопределение относится к  навыку критического мышления, а  именно это и есть умение принимать решения. Это формируется как метанавык, промежуточный навык, который можно нарабатывать в  процессе жизни.

Профориентация  — это наука, которая позволяет увидеть все свои сильные стороны, как ты  их  проявляешь в  тех или иных навыках  — в  профессиональных или в  гибких. И  далее тебе дают возможность определёнными методиками увидеть, где, в  каких областях ты  можешь быть максимально полезен.

Анастасия Горелова : С  какого возраста стоит заниматься профориентацией, чтобы в  будущем, не  без рисков, конечно, была возможность сказать: «Я  люблю  то, чем я  занимаюсь»?

Евгения Бочарова : Не  стоит оставлять это на  последний момент. Есть смысл начинать профориентацию месяца за  два-три до  принятия ответственного решения. Например, многие приходят ко  мне на  занятия, начиная с  седьмого-восьмого класса. Потому что сейчас во  многих школах идёт распределение на  классы  — социально-гуманитарные или просто гуманитарные, физико-математические и  естественно-научные. И  вот здесь было  бы здорово начинать раннюю профориентацию. Ребёнку важно определить, какие предметы интересны, а  какие нет, и  почему.

Далее восьмой-девятый класс  — это более глубокая работа. Мы  уже точно знаем, что у  ребёнка сформированы установки, принципы, приоритеты. Основываясь на  них, мы  можем предполагать, какие специальности, профессии, направления будут потенциально интересней остальных.

Фото: nsknews.info

Анастасия Горелова : Какие есть подготовительные курсы, где ребёнка направляют к  его будущей профессии?

Евгения Бочарова : По  программе президента сейчас мощно идёт профориентационная работа. Преподаватели переобучают  — для этого есть великолепные школы, в  том числе школы выбора профессии «Пункт  Б», где я  сама обучалась. Там занимаются переобучением преподавателей.

Если говорить про детей, то  есть различные форумы, есть конкурс «Большая перемена». Дети попадают в  этот состав, проходят командообразующие игры. После этого им  дают возможность погрузиться в  ту  или иную профессию. Но  это больше элемент шоу. Если говорить про общедоступные вещи для всех, есть различные форумы на  бесплатной основе, чтобы ребятам можно было немножко подсказать. Там сначала идёт серия тестирований, а  потом    —  индивидуальная работа с  куратором.

Анастасия Горелова : В школах мы  изучаем биологию, обществознание. Познаём всё, но не себя. По  какой причине в  общеобразовательную программу не  ввели предметы, которые помогли  бы нам с  самоопределением? Максимум нам предлагают тесты по  профориентации, в  итоге мы  не  видим результаты опросов.

Евгения Бочарова : Это очень печально, что в  образовательной программе нет гибких навыков. Их  обычно используют в  дополнительных образовательных учреждениях, либо в  платных структурах. 

Сейчас я  точно знаю, что такие предметы, как обществознание, экономика, психология добавляют гибкие навыки, они входят в  программу. В  некоторых школах есть профориентация, это очень здорово.

Если говорить про гибкие навыки, то  в  большей степени мы  их, конечно, будем нарабатывать и  изучать где-то из  вне. Очень здорово, когда помогают родители, когда они компетентны, подключаются. Когда они проявляют это в  своих детях и  каким-то образом показывают на  своём примере.

Анастасия Горелова : Как раз о  родителях. Успех ребёнка, его развитие на  70% зависят от  семьи  — там он  проводит больше всего своего времени. В  таком случае какова роль родителей в  профориентации?

Анастасия Горелова. Фото: Сергей Тарасов, nsknews.info

Евгения Бочарова : Я  бы сказала, тотальная. Первые три-пять лет нужно записывать все важные моменты, которые говорит ребёнок, наблюдать за  его действиями. Далее возраст пять-семь лет. Это уникальная возможность для родителей показать ребёнку, как  же много вокруг кружков.

Начинается школа. Здесь очень важно, чтобы ребёнок перестроился, адаптировался и  понял, что есть свободное время, а  есть время на  то, чтобы заниматься определённой деятельностью. Школа  — это прекрасно, но  нельзя оставлять кружки. Можно сделать поменьше интенсивность, чтобы ребёнок меньше уставал, но  главное  — оставить костяк друзей, общения, обязательны прогулки. Лето уделять тому, чтобы ребёнок реально гулял.

Очень важно, чтобы у  ребёнка были установленные друзья. Второй момент  — наставники. Начинают появляться такие тренеры, наставники, люди, которые успешны в  своих компетенциях, в  своих профессиях. И  они вызывают хорошее заражение по  отношению к  своей профессии.

Анастасия Горелова : Давать  ли ребёнку право выбора или мотивировать его пойти по  своим стопам? Теория династии  — это верный путь?

Евгения Бочарова : Были у  меня такие родители, которые говорили, что мы  врачи до  какого-то поколения. Можно, чтобы в  вашем отчёте тоже был врач? Я  всегда говорю, что, скорее всего, оно так и  получится, потому что ребёнок растёт в  этой атмосфере. В  таких случаях однозначно нужно давать ребёнку возможность выбора, чтобы он  посмотрел, а  что же есть ещё.

Фото: nsknews.info

Анастасия Горелова : Что вы  скажете по  поводу родителей, которые как ясновидцы предрекают судьбу ребёнка ещё с  трёх лет. Он  собирает из  кубиков креативные домики. Родители говорят: «Всё, ты  будешь архитектором, у  тебя всё получится». Ребёнок свято в  это верит, продолжает на  протяжении жизни доказывать родителям: вот, я  архитектор, как вы  хотели. Но  ему самому это не  нравится, он  бы хотел ещё что-то попробовать. Насколько это правдивая история, как часто встречается?

Евгения Бочарова : Это момент на  карандаш, чтобы можно было наблюдать. Такие ситуации бывают, когда ребёнок свято верит в  то, что он  будет именно этим специалистом. Были у  меня такие моменты, когда оказывалось, что это не  так, ребёнка интересует что-то другое. Но  установки, которые мы  приобретаем в  течение жизни, часто бывают сильнее наших приоритетов и  желаний. Поэтому здесь есть смысл для начала разобраться со  своим внутренним состоянием.

Анастасия Горелова : Как не  бояться, избежать этого стресса при поступлении в  университет? Часто подростки думают: выберу профессию раз и  навсегда, у  меня нет права на  ошибку.

Евгения Бочарова : В  современном мире всё поменяли на  слова «у  тебя есть абсолютно все возможности», «ты  можешь делать сколько угодно ошибок», «вся жизнь впереди» и  так далее. Если рассматривать с  точки зрения, что у  тебя одна возможность, то  это действительно так. Из  этой возможности есть смысл выбирать максимально возможный вариант, который будет тебя удовлетворять во  всём.

Анастасия Горелова : Как выбрать своё призвание? Ведь те  же кино и  социальные сети создают идеалистическую картинку о  профессии. Из-за этого ожидание и  реальность не  совпадают. Что с  этим делать, в  чём ошибка?

Евгения Бочарова : Как выбрать? Ответ: никак. Потому что мы  приходим к  какому-то принятию решения относительно своего призвания, предназначения, жизненного пути, только начиная от  25  лет. До  этого идёт время проб и  ошибок. 

Я  всегда призываю к тому, что если вашему ребёнку нравится какой-то блогер, он в  кого-то влюбился или заразился профессией, очень важно прикоснуться к  этой профессии или к  этому человеку. С  блогером списаться и  встретиться, чтобы ожидания соприкасались с  реальностью.

Анастасия Горелова : Что посоветуете родителям, которые так или иначе влияют на  выбор профессии подростка?

Евгения Бочарова : Первое, что важно сделать  — составить карту личности ребёнка, чтобы вы  понимали, чем он  дышит, какое у  него основное поведение, ценности, приоритеты. Это мы  можем делать в  том числе через анализ всех его действий, выбор, принятие решений, жизненных событий, в  которых он  как-то проявлялся. Далее можем определить, какой предмет следует выбирать на  ОГЭ и  ЕГЭ. После этого начинаем использовать какие-то профориентационные инструменты. Если вы  не  собираетесь пользоваться консультацией профессионала, то  есть смысл посмотреть тестирования. Только после этого открывать сервисы Поступи Онлайн, Учёба.ру, какие-то ещё, где вы  можете посмотреть весь спектр образовательных учреждений и  специальностей, чтобы определиться с  выбором. На  всё это уходит минимум два-три месяца.

Полную версию интервью смотрите в  этом видео:

Видео: nsknews.info

Последние новости

В Бийске первый сосудистый центр полного цикла откроется в 2024 году

Больница призвана снизить смертность от болезней системы кровообращения В Бийске первый сосудистый центр полного цикла откроется в 2024 году.

Ирина Леонидовна Подносова назначена Председателем Верховного Суда Российской Федерации

Ранее Высшая квалификационная коллегия судей рекомендовала назначить Ирину Леонидовну на пост Председателя Верховного Суда России.

Ирина Леонидовна Подносова назначена Председателем Верховного Суда Российской Федерации

Ранее Высшая квалификационная коллегия судей рекомендовала назначить Ирину Леонидовну на пост Председателя Верховного Суда России.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *