Сибирские ученые исследуют потенциально опасные воронки в Якутии
Специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука СО РАН вместе с сотрудниками Института мерзлотоведения имени П. И. Мельникова СО РАН ведут исследования неподалеку от Якутска .
Специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука СО РАН вместе с сотрудниками Института мерзлотоведения имени П. И. Мельникова СО РАН ведут исследования неподалеку от Якутска . Из-за термосуффозионных процессов в этих местах формируются провальные воронки. Пока они не представляют опасности, но в отдаленном будущем могут повредить дорогам и другой инфраструктуре.
"Термосуффозионные процессы связаны тем, что межмерзлотные подземные воды растепляют мерзлый песок и выносят песчаный материал, из-за чего на поверхности и образуются провальные формы рельефа, - рассказывает заведующий лабораторией геоэлектрики Института нефтегазовой геологии и геофизики, кандидат геолого-минералогических наук Владимир Оленченко . - Термосуффозия вообще характерна для бестяхской террасы реки Лены в Центральной Якутии. Большое количество свежих провальных воронок ученые обнаружили в районе ручья Улахан-Тарын, к которому приурочены круглогодично действующие источники подземных вод. Этот участок расположен в 54 километрах к северу от поселка Нижний Бестях. На противоположном берегу Лены находится Якутск".
В 500 метрах к юго-востоку от крайней воронки пролегает федеральная автомобильная дорога А-360 "Лена", конкретно, 1102-й и 1103-й километр шоссе. Это единственная наземная транспортная артерия, соединяющая Якутск с остальной частью России.
В 2013-15 годах этот участок трассы реконструировали. Ранее существовавшая грунтовая дорога была перестроена в шоссе с асфальтовым покрытием, а мостовой переход через ручей переделан в насыпь с водопропускной трубой. В ходе реконструкции рабочие провели большой объем земляных работ - в частности, в долине ручья был вырыт котлован. В результате, дно долины было углублено на 3 метра.
Ученые предполагают, что именно это могло стать причиной появления очага разгрузки напорных межмерзлотных вод и умножения числа термосуффозионных воронок.
Чтобы определить место потенциального провала, ученым необходимо знать геометрию межмерзлотного водоносного горизонта. Как отмечает Владимир Оленченко, наибольшую эффективность для решения подобных задач показали методы электротомографии и георадиолокации.
Для измерений сотрудники Института нефтегазовой геологии и геофизики использовали 64-электродную станцию "Скала-64" и георадар "Око-2". Наблюдения проводились в течение нескольких лет, и на сегодняшний день у специалистов есть полная картина ситуации в районе шоссе.
По словам Владимира Оленченко, непосредственной опасности для трассы А-360 термосуффозионные воронки в данный момент не представляют. При этом важно вести регулярный мониторинг - не исключено, что из-за тенденции к потеплению климата и таянию вечной мерзлоты, воронки в конечном итоге станут образовываться и в пределах дорожного полотна. Предотвратить такую ситуацию можно, если заранее обнаружить место потенциального образования воронки и изменить течение подземных воды в другом направлении, сообщил пресс-секретарь Института нефтегазовой геологии и геофизики Павел Красин .
Последние новости
Новые автобусы для школ: 20 комплектов ключей переданы районам области
Муниципальные районы и городские округа получили новые транспортные средства для школьников.
85 лет Новосибирской областной больнице: достижения и будущее
Губернатор отметил важность новаторства и поддержки медперсонала.
Зоозащитники в Новосибирске добиваются создания приютов для животных
Общественники надеются на поддержку властей в вопросе аренды земель под приюты.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований