Удача как отражение востребованности
В октябре в Москве прошел второй Форум классных руководителей, объединивший классных наставников общеобразовательных школ и кураторов групп учреждений среднего профессионального образования (СПО) практически со всех реги
В октябре в Москве прошел второй Форум классных руководителей, объединивший классных наставников общеобразовательных школ и кураторов групп учреждений среднего профессионального образования (СПО) практически со всех регионов России, в том числе и из Новосибирской области. Чтобы читатели получили представление о размахе этого мероприятия, стоит привести следующий факт. На участие в Форуме было подано более 60 тыс. заявок. Конкурсный же отбор прошли 1 300 классных руководителей и кураторов групп СПО.
Наш Новосибирский район и свою родную Пашинскую школу № 70 пос. Садовый Станционного сельсовета на Форуме представляла Любовь Мартынова, учитель истории и классный руководитель 6 «А». Она охотно поделилась своими впечатлениями о недавнем событии. По словам Любови Викторовны, прошло несколько дней, а эти впечатления ее всё еще не отпускают, настолько они оказались яркими, стимулирующими ее дальнейшее творчество. Но прежде чем перейти к разговору о Форуме, хотелось бы несколько слов сказать о нашей участнице. Любовь Викторовна Мартынова – очень уважаемый, опытный и профессиональный педагог. В профессии – 41 год. Из них 27 последних лет преподает в Пашинской 70-й школе. В 1992 году переехала в Россию из Киргизии, где закончила Киргизский государственный университет и работала в системе образования республики. В нашу же систему образования в переломный момент ее развития (не забываем о том, что новая Россия в начале 90-х только-только начала складываться буквально во всех сферах жизни), в педагогический корпус Новосибирского района и в сам район, в коллектив школы она вписалась практически сразу. Очень многое пришлось по душе – сильные педагоги, сильные руководители районного образования, понимающие тебя коллеги, ну и конечно, дети и их родители, с которыми удалось быстро установить контакт благодаря уже приобретенному опыту и, думается, верным жизненным установкам и незашоренному сознанию. Жизнь дала Любови Викторовне как учителю истории уникальную возможность посмотреть на исторический процесс распада старой государственности и образования новой, в том числе и в ближнем зарубежье, с двух точек зрения. Одна – со стороны той же Киргизии, а другая – «изнутри», из России. Это давало известное преимущество учителю в дискуссиях, в дружеской полемике со своими учениками на исторические темы: взгляд получался куда более объемным. Она могла поведать им, как в получивших самостоятельность республиках всё происходило на самом деле, не по учебникам. Некий парадокс состоит в том, что в 70-й школе педагог была классным руководителем всего в двух классах: один выпустился в 2006 году (класс, между прочим, замечательный – с первой в школе золотой медалисткой, остальные дети учились на 4 и 5, троечников вообще не было, до сих пор бывшие ученики поддерживают самые теплые отношения со своим классным руководителем), и нынешний, 6 «А». А столь большой перерыв в классном руководстве объясняется, тем, что педагог работала заместителем директора по воспитательной работе, то есть занималась воспитанием детей в масштабе школы. Интересно, что шестиклассники «не отпускали» свою классную и на Форуме, поддерживали ее на свой лад, постоянно были на связи. Кому больше нужна была такая поддержка, учителю или детям? Вопрос, я думаю, риторический – ВСЕМ. Вот такой человек, пройдя все этапы конкурсного отбора, и поехал на московский форум.
– Решение об участие в конкурсе я принимала самостоятельно, – рассказывает Любовь Викторовна. – Мало кто в школе сначала даже знал об этом. Интрига тут была в первую очередь для меня самой. Много ведь поступает сейчас информации о разных конкурсах, других мероприятиях. Прошла первый этап, где были тесты – вопросы по профессии, классному руководству, второй этап, он проходил в мае в режиме онлайн, был в форме интерактивной игры. А уже в июне – третий этап, видеовизитка, где нужно было «доказать» необходимость своего участия в Форуме. А ведь это время сдачи учениками ОГЭ и ЕГЭ, к тому же я работала воспитателем в пришкольном детском лагере – в общем, времени катастрофически не хватало. Но в итоге мое «доказательство» было принято, ему поверили. Как поверили и визиткам 20 других классных руководителей, представителей Новосибирской области… Главными задачами второго Форума (первый прошел в прошлом году) были создание единой коммуникативной площадки для профессионального общения и обсуждения актуальных вопросов образования, а также создание профессионального сообщества классных руководителей страны, ориентированного на воспитание у подрастающего поколения традиционных ценностей. На Форуме были представлены 89 регионов. Проходил он в Гостином дворе, недалеко от Красной площади. На огромной площадке – все-таки 1300 участников: 974 классных руководителя, 326 кураторов СПО – были организованы 4 панельных дискуссии, 6 круглых столов, 12 мастер-классов. В одном из них, «Академия просвещения. Разговор о важном», я приняла самое деятельное участие. Речь шла о внеурочной деятельности, ей в последнее время придается всё большее значение. Говорили о том, как такие «разговоры» можно организовать. Во время мастер-класса, кстати, произошла встреча с министром просвещения России Сергеем Кравцовым. Это было так приятно. Он присутствовал на мастер-классах, открывал Форум 22 октября и закрывал его 23 октября, в воскресенье, в неформальной обстановке, когда были уже подведены итоги… Хочу отметить, что на любой площадке, а их было множество, спикер (включая и нашего министра, и заместителя руководителя Администрации президента России Сергея Кириенко, который тоже принял участие в работе Форума) обязательно начинал общение с благодарности своему классному руководителю, который его учил в школе. Надо ли говорить о том, какая реакция на это была со стороны зала? Все участники Форума была разделены на три больших группы: у каждой из них – свои бейдж, программа, определенные аудитории, на руках у нас был маршрутный лист… Но ведь так хотелось побывать и на других мастер-классах! И находили возможность для этого, успевали. Наша вторая группа работала в зале Сухомлинского, а были еще зал Ломоносова, где выступали известные артисты, также принимавшие участие в дискуссиях, зал Макаренко. Самый большой зал, где собирались все участники – зал Ушинского. Целью Форума было повышение профессионального и социального статуса классного руководителя и престижа педагогических специальностей … Мы должны понять, что пришло новое время, это надо не только понять, но и принять. Если нам было интересно на мастер-классе, если мы радовались, как дети – значит, будет интересно и самим детям. Вот одна из моих мыслей вслух по поводу форума: «Вчера мечта – сегодня цель – завтра реальность». Хочу сказать классным руководителям: «Мечтайте, дерзайте, действуйте – и вы попадете туда, куда захотите, на любой российский конкурс, включая Форум классных руководителей. Надо просто жить новым, понять, что это – реальность, сама по себе она не появляется, ее надо создавать».
В этой синергии, когда и учителя, и классные руководители, и родители, и ученики живут в одном пространстве, наверное, и заключается смысл педагогической деятельности, считает Любовь Викторовна. И Форум помог получить ей такой опыт, или, точнее сказать, подтвердить его, поддержал, воодушевил, дал в руки новые инструменты и массу новых адресов, куда можно обратиться за советом и поддержкой. Пока педагог востребован детьми, пока диалог между ними идет – он живет, он удачлив и успешен, он нужен всем. Просто повторять слова в этом диалоге нельзя, надо искать новые. К чему, собственно, и подтолкнул Форум. На каникулах Любовь Викторовна собирается выступить с творческим отчетом перед коллегами и рассказать об этом событии. Опыт работы второго Форума классных руководителей России заслуживает того, чтобы поделиться им с единомышленниками.
Юрий Малютин, фото предоставлено Любовью Мартыновой
Последние новости
Под Новосибирском возведут бытовой городок для строителей Интеграда
Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области ищет подрядчика на обустройство бытового городка для строители микрорайона научно-образовательной деятельности «СмартСити — Новосибирск».

Памп-трек и фестивальная поляна появятся в сквере на Демакова в Новосибирске
Кроме того, в зеленой зоне будет установлен павильон «Амбар» На благоустройство сквера на улице Демакова мэрия Новосибирска планирует направить 181 млн рублей.
Стало известно, когда запустят речные прогулки в Новосибирске
Компания «Речфлот» опубликовала расписание первых в этом сезоне теплоходных прогулок по Оби.
Световой потолок в Центральном парке перевели на весенний режим работы
Центральный парк обновил режим работы светового потолка на аллее, ведущей к музыкальному театру.