Правдивый фильм об автоперегонщиках снял журналист из Новосибирска

Фото предоставлены Анатолием Харитоновым Накануне на телеканале ОТС состоялась премьера документального фильма «Жизнь на длинной дистанции».

Фото предоставлены Анатолием Харитоновым

Накануне на телеканале ОТС состоялась премьера документального фильма «Жизнь на длинной дистанции». Его автор Анатолий Харитонов рассказал Горсайту о том, как снимали историю об автоперегонщиках, какие сложности были у автоперегонщиков в 90-е, и чем стала для него самого дорога из Владивостока в Новосибирск.

Туда и обратно: три поездки во Владивосток

Весь этот путь я знаю очень хорошо, где они [перегонщики] останавливаются, где что делают... Папа очень много рассказывал, почти все истории, которые там есть, из его воспоминаний и его опыта.

Во Владивосток я летал трижды, каждый раз за свой счёт. В первый раз — в 2008 году. Это был подарок папы на день рождения, мы полетели на военном самолёте... В фильме я рассказываю, что можно было полететь на обычном гражданском, а если удавалось договориться с военными — там же справа от Толмачёво военный аэродром — это выходило дешевле. Тогда я работал на ГТРК, и у нас была маленькая камера — «ладошка». Я взял её с собой, чтобы снять спецреп. 

Мест часто не хватало, и летали, получается, ну... как в трамвае. На взлёте было страшно. Я думал, сейчас упадём, но нет, оказалось, всё нормально: кто на сумке сидит, кто в проходе вытянулся, кто в карты играет, и тогда я успокоился.

Мы летели 2 часа 20 минут до Улан-Удэ, там одни военные выходят, другие заходят, а ты всё равно стоишь. Потом 50 минут до Читы и потом Чита — Хабаровск —2 часа 20 минут... В Уссурийске мы купили машину, это 100 или 120 км от Владика, пересели в микроавтобус и поехали. 

Спецреп на ГТРК вышел в 2008 году, он длился около пяти минут, и мы рассказывали, как можно купить машину, как можно её перегнать, насколько это сложно... В сюжете мало очень можно рассказать. Но вот эти кадры — они и стали основой для фильма.

Фильм — это папина идея. Он всё говорил: снимай, снимай, старые кадры вставишь, новые снимешь... Во второй раз я поехал, это был 2020 год. Полетели в сентябре, на обычном уже самолёте, там взяли машину и обратно уже проехали весь путь. 

И в третий раз я поехал, когда уже папы не было, с 18 по 24 сентября 2021, с папиной женой Ларисой.


Журналист-оператор, оператор-актёр и очень плохие гаишники

Мы с папой начинали вместе этот фильм делать. Ехали и всю дорогу обсуждали, как это должно быть построено, кто будет давать интервью. Общие очертания, скелет был понятен с первого дня. Ехать с Владика — четыре, четыре с половиной дня, и то если хорошо «топить» там, и мы обсуждали фильм всю дорогу. Папа предлагал своё видение, я с чем-то соглашался, с чем-то нет, и в итоге мы приходили к чему-то среднему. 

Некоторые моменты я сам озвучиваю, появляюсь в кадре. Всё, что я там говорю, папа должен был сказать. И с Ларисой — примерно то же самое.

Весь фильм практически был снят на мой мобильный телефон. Вся современная «картинка» Владика, 20-й и 21-й год, а постановочные сцены мы делали в Новосибе, на Северном объезде. Начали 22 марта 2021 года, и где-то раз в месяц потом туда стабильно выезжали. 

Изначально я приехал, посмотрел: о, похоже, прикольно. Я же трассу визуально помню, где какие ключевые точки: Хабаровск, Чита, ещё что-то красивое. Дорога хорошая, широкая, а справа и слева — карманы. Туда можно было заезжать, машину подготовить к съёмке, отрепетировать сцену и дальше сниматься. 

Помогали коллеги — Ваня Кудинов в роли гаишника, Антоха [оператор Антон Мамаев] в роли потерпевшего. У нас должен был приехать человек, но у него не получилось, и Антохе пришлось самому. 

Надо было сделать «транзиты», которые сейчас не выдают, и мы попросили Женьку Николаева, дизайнера нашего, чтобы он нарисовал их, правильно отцентровал на листочке А4... Мы их распечатали и перед съёмкой заезжали в эти карманы большие, там скручивали настоящие номера, приклеивали «транзиты» и уже с ними отрабатывали полностью сцену. Едет колонна, три-четыре машины, камеры расставлены, летит коптер, и все встречные машины сигналят...

В первый раз мы договорились с гаишниками нашими и сразу их предупредили: вы — плохие. Они отвечают: да, мы знаем, нам сказали. Это Настя Бойко [автор и ведущая программы ДПС] договорилась, чтобы экипаж приехал и всё, что мы ему скажем, делал. Они у нас документы проверяли, и Антоху Мамаева останавливали... Вроде не обиделись. А к постановочной сцене мы Ваньку [Кудинова] привлекли. 


Конец фильма

Я очень доволен тем, что получилось. Для меня это гораздо круче, чем «Пешком по НСО» и гораздо сложнее. «Пешком» ты пришёл, показываешь на гору: о, красивая гора, рассказал про неё заранее заготовленную информацию. Это было проще. 

А здесь ты работаешь и как автор, и как режиссёр, и как администратор. Собрал в кучу людей, человек 10, и им нужно объяснить, что делать. «Ты, например, стоишь здесь, едешь оттуда, с такой-то скоростью, тут притормаживаешь». Или «твой коптер летит вот так, с такой-то скоростью». У меня был планшет, обычный такой, и я рисовал схемы, и надо учитывать было очень много моментов.

Почему так долго ещё делалось, потому что мы хотели довести каждую сцену до идеала. Получилось не везде, но по большей части да. 

Фильм вышел сутки назад, но мне уже писали в контакте люди, которых я вообще не знаю: «Молодцы, сняли хороший фильм... Мы тоже раньше гоняли машины». 

Здесь 50% того, что показано, оно уже никогда не вернётся. Сейчас трасса — ровная и гладкая, там где были камни развороченные, где взрывали горы, там просто шоссе. Сопка, посередине пробили дорогу, и ты едешь. Есть место в Забайкальском крае, перевал Юрия Тена, там я стоял на самом верху и снимал маленькие машинки, а сейчас, там построили часовню — красивую, большую... Икона висит покровителя путешественников Николая Чудотворца. 

Раньше это реально был квест, который надо пройти. Сложный квест, где ценой ошибки могла быть твоя жизнь. Если ты куда-то неправильно свернул, что-то не так сказал, в лучшем случае ты теряешь машину, в худшем — не вернёшься оттуда.


Отец Анатолия Харитонова, Андрей Михайлович Харитонов погиб 25.10.2020 в ДТП в Смидовичском районе Еврейской автономной области, перегоняя автомобиль из Владивостока в Новосибирск. Премьеру фильма он не увидел.



Автор: Анна Пушкарёва
Агентство новостей ОТС-Горсайт

Последние новости

Штрафы за незаконную торговлю в Новосибирске

В ходе рейда изъято 78 кг мяса без документов.

Стабильная погода в Новосибирске на следующую неделю

Температура не опустится ниже -4 градусов.

День матери в России: как отметить этот важный день

Погода в Сибири и праздничные планы на предстоящий Новый год.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Новочебоксарске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *