Сансара потребления
В Новосибирской области набирает обороты движение «экофрендли», участники которого призывают перебрать свой гардероб и прийти к осознанному потреблению За год работы GUSTO раздал нуждающимся 10 тонн вещей и отправил в
За год работы GUSTO раздал нуждающимся 10 тонн вещей и отправил в переработку 4 тонны.
Индустрия масс-маркета запустила мировой конвейер «шмоточного» потребления, ежемесячно выстреливая новыми коллекциями дешёвого ширпотреба, который уже не актуален в следующем сезоне. Агрессивная реклама усиливает кризис перепотребления, когда в погоне за новой вещью человек забывает о качестве приобретаемой одежды и не осознаёт, что фабрики масс-маркета серьёзно ухудшают экологию. На пути у этой «гидры» пытаются встать экоактивисты, считающие, что хорошую одежду можно купить в секонд-хенде или на гаражной распродаже, а у вещей должна быть вторая жизнь.
Маечки с распродаж — это злоЭкологи убеждены: производство одежды — одна из самых грязных индустрий: на её долю приходится 20% загрязнения пресной воды. Ещё в 2012 году в журнале Natural Science был опубликован отчёт о том, что окрашивание тканей и их заключительная отделка — второй источник загрязнения пресной воды после нефтедобывающей индустрии. А затем подоспели социологические исследования, утверждающие, что люди покупают одежду больше, а хранят её меньше. Например, в России среднее количество надеваний одного предмета гардероба упало с 200 раз в 2000 году до 98 раз в 2018 году. Как рассказала новосибирский маркетолог Юлия Макухина , это происходит ещё и от того, что известные бренды масс-маркета начали жертвовать качеством в пользу количества и производят свои коллекции в основном из синтетических материалов. Тонны синтетики в короткий срок приходят в негодность, а потом оказываются на свалках, уступая место новой партии сравнительно дешёвой, но некачественной одежде.
Да и с утилизацией надоевшего ширпотреба есть определённые проблемы — по статистике, 85% приобретённой за год одежды утилизируется без последующей переработки. Конечно, масс-маркет под напором экоактивистов дрогнул:к примеру, такие известные бренды, как H&M, Mango и ASOS, стали предпринимать публичные шаги в сторону осознанного потребления — выпускать коллекции из переработанных материалов и менять старую одежду на купон. Вот только купон даёт скидочное право на новый шмот, а это означает, что сансара потребления жива, живёт и будет жить.
На производство одной пары джинc требуется 7 500 литров воды, одной футболки — 2 500, одной хлопковой рубашки — 6 500.— Индустрия масс-маркета нацелена на безостановочное потребление в духе «будь как все», — говорит фэшн-дизайнер Ольга Бузыцкая . — Мне не нравится безликие серые люди, которые идут по городу в одинаковых пуховичках и джинсиках. Я не против индустрии моды, но считаю, что свою индивидуальность надо беречь и развивать. Одинаковые маечки с распродаж — это зло. Их иногда в гардеробе женщины насчитывается порядка 40 штук. А ведь на эти деньги можно было купить одно пальто, которое прослужило бы точно не один год.
Наш постоянный эксперт психолог Анна Веселина считает, что в России гидра потребления завелась ещё и по причине тотального дефицита 80–90-х годов прошлого века, когда люди выглядели примерно одинаково в силу тотального дефицита красивой одежды. Ему на смену пришло обманчивое ощущение доступной роскоши, когда ты раз в месяц можешь позволить себе купить новую шмоточку в недорогом масс-маркете. Кстати, участники «экофрендли» советуют всем шопоголикам посмотреть документальный фильм The True Cost, в котором подробно рассказывается о том, как масс-маркет влияет на экологию — после просмотра позиция меняется на 180 градусов!
Гаражки и бьютишерингиСегодня всё больше молодых людей отказывается от переполненного гардероба в пользу осознанного потребления, считая, что эпоха, когда мы покупали вещи из-за скидки, уже в прошлом. Одеваться в секонд-хендах, магазинах винтажной одежды и на гаражных распродажах становится правилом хорошего тона, подразумевающим, что ты прогрессивный человек и вопросы экологии тебе не чужды. Новосибирская область не отстаёт от общего тренда: достаточно зайти в Инстаграм или ВКонтакт, чтобы обнаружить достаточное количество групп «экофрендли». Там можно найти расписание «свопов», гаражек и адреса секонд-хендов, где принимают ненужные вещи. Как написала основательница экоклуба в НГТУ Анастасия Байрак : «Сегодня людям нужны смыслы. Разумное потребление даёт глобальный смысл: как можно жить и поддерживать внутренний баланс. Созидательное начало даёт ответы для человека. У многих появляется потребность совершать социально одобряемые поступки, и это будет работать на поддержание экобаланса».
«Что хочется видеть на гаражке: интересную подборку качественных вещей, которыми как будто и не пользовались, а если пользовались, то это самый лучший секонд, раритет или просто прекрасное ретро. Редкая одежда из личного гардероба — идеально. Но всякие шурушки и штучки не исключены — предлагай, рассмотрим. Будем немыслимо рады, если найдётся вещь, которую давно искал, а в шкафу появится свободное место для новых вещей!» — вот такое объявление висит в экогруппе «Юность Академгородок», которая тесно работает с активистами Новосибирского форума молодёжи «PRO-регион». И такие микропроекты точечно охватывают всю Новосибирскую область — экоактивисты ведут просветительскую деятельность, собирают старые вещи, учат осознанному потреблению. Сейчас, конечно, больше онлайн, но, как говорится, добробоксы никто не отменял — любой желающий может встать на путь экологического перевоспитания, провести в гардеробе модное «расхламление» и распрощаться с ненужными вещами. Вещи — это не люди, к ним не нужно привязываться.
Адреса добробоксов:
- ТРЦ «Сибирский молл», улица Фрунзе, 238 (м. «Берёзовая роща»)
- ТРК «Ройял парк», Красный пр-т, 101 (м. «Гагаринская»)
- ДМ «Юность», пр-т Строителей, 21 (Академгородок)
- аптека №1, ул. Трудовая, 7 (м. «Площадь Ленина»)
- аптека №70, ул. Титова, 1 (м. «Площадь Маркса»)
- гипермаркет «Гигант», 1-е Мочищенское шоссе, 6
- гипермаркет «Гигант», пр-т Энергетиков, 8
Одним из самых ярких экособытий стал благотворительно-экологический проект Charite shop GUSTO, который продвигает в Новосибирске идею осознанного потребления и повторного использования ненужных вещей. Некоторые называют GUSTO секонд-хендом, но это не совсем так, скорее это доброе пространство, где можно купить хорошую вещь по смешной цене, принести свою, обменяться домашними растениями, украшениями и даже косметикой — если вдруг она тебе по какой-то причине не подошла. Такие «бьютишеринги» и «украшеринги» здесь проходят довольно часто и собирают уже не только прогрессивную молодёжь — люди старшего поколения тоже постепенно разворачиваются в сторону осознанности.
— Идея проекта родилась в 2014 году, — рассказывает организатор-вдохновитель Анастасия Кравченко . — Когда у меня родился ребёнок, я поняла, что в доме накопилось слишком много ненужных вещей, и он нуждается в расхламлении. Я стала исследовать ситуацию в Новосибирске — куда можно сдать всё то, в чём я больше не нуждаюсь. И оказалось, что по большому счёту — никуда.
Тогда девушка и её единомышленницы начали изучать зарубежный опыт благотворительных магазинов: поняли, что он хорош, но нуждается в сибирской адаптации. Так и родился GUSTO — осенью 2015 года был открыт первый магазин. Алгоритм работы проекта очень прост: люди приносят вещи, а сотрудники GUSTO их сортируют. 90% идёт на раздачу нуждающимся (проект работает с благотворительными фондами и социальными центрами), а 5% — на вешалки в магазин, где они продаются по низким ценам. Часть выручки уходит в благотворительный фонд «Защити жизнь», а часть — на оплату аренды и зарплату сотрудникам. Вещи с дефектами не выкидываются, а отправляются на переработку — из них делают волокно для окон, одеял, матрасов и подушек.
Медленная модаВ пику индустрии масс-маркета, который раз в месяц заваливает потребителей новыми капсулами, набирает популярные обороты движение slow fashion — это «медленная мода», в которой отсутствует бесконечная гонка за трендами и брендами. Главная идея такой моды — экология, осознанность, практичность и рациональность. Грубо говоря, вы инвестируете деньги в качественную одежду, которую носите с удовольствием и долго. И как утверждают специалисты, сегодня будущее за небольшими дизайнерскими проектами, выпускающими одежду маленькими партиями. В Новосибирской области уже работают несколько таких проектов: к примеру, Ольга Калдина запустила свою линию одежды, которая, как она считает, поддержит осознанное потребление и экологию, потому что при разработке дизайна её команда учитывает долгосрочные тренды. «Лимитированные коллекции делаются для того, чтобы потребитель понимал ценность вещей. Мы не хотим перенасыщать рынок, и без того насыщенный продуктами», — говорит Ольга Калдина.
— Я рада, что в Новосибирске всё больше молодёжи начинает одеваться в секонд-хендах не по причине нехватки денег, а потому что это круто и стильно, — считает Анастасия Кравченко. — Во-первых, в эту одежду уже вложены ресурсы. Во-вторых, здесь можно найти свой оригинальный стиль. В-третьих, это экологично.
Советы начинающим «экофрендли»
1. Спросите себя, какие вещи вы носите и любите. Их оставьте в шкафу. С остальными нужно распрощаться и дать им второй шанс.
2. В магазине задайте себе вопрос: зачем мне эта вещь? Если ответ: «мне хочется», то лучше положите её на место и уходите.
3. Думайте об окружающей среде. Если вещь придёт в негодность или надоест, вы перестанете её носить? Будете заморачиваться с переработкой? Отвечайте честно, включайте осознанность.
4. Винтаж и секонд-хенд. Среди винтажа легко найти необычные экземпляры. Нередко они стоят дешевле новых и сшиты качественно — из расчёта на более долгий срок службы.
5. На любую вещь смотрите как на ткань, из которой может получиться другая вещь.
Наталия ДМИТРИЕВА
Фото Валерия ПАНОВА
Последние новости
Под Новосибирском возведут бытовой городок для строителей Интеграда
Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области ищет подрядчика на обустройство бытового городка для строители микрорайона научно-образовательной деятельности «СмартСити — Новосибирск».

Памп-трек и фестивальная поляна появятся в сквере на Демакова в Новосибирске
Кроме того, в зеленой зоне будет установлен павильон «Амбар» На благоустройство сквера на улице Демакова мэрия Новосибирска планирует направить 181 млн рублей.
Стало известно, когда запустят речные прогулки в Новосибирске
Компания «Речфлот» опубликовала расписание первых в этом сезоне теплоходных прогулок по Оби.
Световой потолок в Центральном парке перевели на весенний режим работы
Центральный парк обновил режим работы светового потолка на аллее, ведущей к музыкальному театру.