Однажды в Новосибирске: иноземцы, иноверцы, сибиряки

3 февраля на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска».

3 февраля на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В студии побывал доктор исторических наук Владислав Кокоулин. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин Взгляд назад. Исторический календарь

30  января 1917 года в  Ново-Николаевске выступила Екатерина Васильевна Гельцер, известная балерина императорского, или Большого театра, яркая представительница русской школы классического танца. В  1925 году её  одной из  первых артисток балета удостоили звания народной артистки Республики.

30  января 1927 года завершилось возведение здания Промбанка, строить который начали в  1925  году. Это было трёхэтажное здание в  стиле конструктивизма, построенное под руководством инженера Шестова на  основе проекта инженера-архитектора Швидковского и  архитектора-художника Гольца. В  1931 году здание Промбанка передали горисполкому, в  конце 1930-х годов его надстроили на  два этажа, а  в  середине 1950-х реконструировали в  сверхмонументальных формах сталинской неоклассики. Сегодня это здание  — мэрия Новосибирска, памятник архитектуры федерального значения

30  января 1942 года под руководством академика Чаплыгина при Горисполкоме образован комитет учёных для решения важнейших оборонных и  народохозяйственных задач.  13  секций комитета объединяли научные и  инженерно-технические силы Новосибирска.

1  февраля 1896 года в  посёлке Ново-Николаевском на  правом берегу Оби открыли Кривощёковское почтовое отделение «с  приёмом и  выдачей всякого рода корреспонденции...». Кривощёковским отделение стало, поскольку, согласно «Списка населённых мест», правый берег тоже входил в  село Кривощёково. Почту разместили на  первом этаже двухэтажного дома на  углу улиц Кривощёковской и  Мостовой, который принадлежал владельцу мельницы на  Каменке, крестьянину Якову Петухову. Почтовое отделение всего за  несколько дней организовал помощник начальника колыванской почтово-телеграфной конторы, коллежский секретарь Сметанин, которого командировали в  Ново-Николаевский посёлок 27  января.

1  февраля 1913 году в  электротеатре-синематографе Махотина прошёл показ первой местной кинокартины «Виды города Ново-Николаевска и  крестный ход». Её  в  январе 1913 года снял владелец кинотеатра на  Новобазарной площади Федот Махотин, который стал первым кинохроникёром нашего города.

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

1  февраля 1917 года в  Ново-Николаевске открылся Городской общественный банк. Он  совмещал коммерческое и  ипотечное кредитование и  был рассчитан на  предпринимателей и  зажиточных горожан, которым был нужен потребительский кредит. Там  же выдавали ссуды под недвижимость.  13  марта 1918 года новая власть  — советская  — закрыла банк, но  после белочешского переворота 3  июля банк заработал снова. Окончательно свою деятельность городской общественный банк прекратил в  декабре 1919  года, когда Ново-Николаевск взяла Красная Армия.

2  февраля 1959 года спектаклем «Вольный ветер» Дунаевского на  сцене оперного театра состоялось рождение нового новосибирского театра  — Театра музыкальной комедии.

3  февраля 1981 года в  Новосибирск поступили первые десять новых автобусов «Икарус-280» производства Венгерской народной республики. Эти двухсалонные автобусы могли одновременно перевозить около 180  человек.

4  февраля 1913 года в  Ново-Николаевске заработала первая городская электростанция. По  случаю её  запуска в  купеческом собрании дали бал. К  электросети подключили 540  абонентов, от  неё питалось 5610  лампочек. Они светили в  гостиницах и  квартирах, в  торгово-промышленных заведениях, в  конторах и  на  складах, в  ресторанах и  даже на  улицах города.

5  февраля 1903 года депутация жителей, прибывшая в  Петербург, передала царю Николаю II  ходатайство о  предоставлении посёлку Ново-Николаевску прав города и  передаче ему в  собственность земель без отрезков и  ограничений за  выкуп 350  000  рублей. Ново-николаевцы сетовали на  то, что посёлок не  имеет своей земли. Те  же земли, коими пользуются его жители, арендуются у  главного управления Алтайского округа. Аренда кратковременная, участки сдаются с  торгов, из-за чего в  более оживлённой части посёлка арендные цены на  усадебные места быстро возрастают. Отсутствие своей земли лишило посёлок источников, из  которых могли  бы черпаться средства на  городское благоустройство, и  не  позволяет многим желающим прочно обустраиваться  — так поясняли жители посёлка своё положение.

5  февраля 1979 года в  Новосибирске вступил в  строй самый большой в  Сибири и  вообще в  стране Дом бытовых услуг, который потом стали называть просто Домом быта. В  Доме бытовых услуг расположились ремонтные мастерские, ателье по  пошиву одежды и  обуви, парикмахерские, фотостудии и  другие салоны. С  начала 2000-х Дом быта начали перепрофилировать в  административное здание. До  2016 года там ещё находилось несколько отделений банков, частные организации, торговые павильоны, салон красоты, спортивный центр, а  также несколько департаментов мэрии города. Сейчас здание полностью занимает муниципалитет.


Однажды в  Новосибирске. Память Великого Учителя и  Вождя

31  января 1924 года газета «Советская Сибирь» опубликовала открытое письмо руководителя Сибирского архива, общественного деятеля и  чиновника от  культуры Вениамина Вегмана. Письмо было адресовано президиуму Новониколаевского (в  газете без дефиса) горсовета. В  нём Вегман просил переименовать Ново-Николаевск в  город Ульянов,  — несколько дней назад умер Владимир Ильич Ленин.

В  заметке под названием «Город Ульянов» Вениамин Вегман писал:

«Город, в  котором мы  живём и  который считается столицей Сибири, назван „Новониколаевск“ в  честь последнего русского царя.

После февральской революции и  особенно после Октябрьской революции, которая навсегда покончила с  царизмом, неоднократно подымался вопрос о  переименовании нашего города. Предлагались разные имена, но  ВЦИК каждый раз все ходатайства о  переименовании отклонял, ибо находил предложенные названия неподходящими.

Теперь, когда, после смерти Ильича, каждый город считает своим революционным долгом каким-нибудь актом почтить память нашего Великого Учителя и  Вождя, предлагаю город Новониколаевск переименовать в  город Ульянов,  — такова настоящая фамилия нашего Ленина.

Нет никакого сомнения в  том, что такое переименование будет утверждено ВЦИКом.

Предлагаю поэтому президиуму горсовета созвать в  один из  ближайших дней заседание пленума горсовета для вынесения соответствующего постановления, которое и  направить ВЦИКу на  его утверждение,

Пусть наш город, носящий до  сей поры имя последнего царя, отныне венчается настоящей фамилией нашего первого председателя Совнаркома.

Вместо Новониколаевск, пусть наш город впредь называется  — „Ульянов“.

Член Новониколаевского горсовета Вениамин Давидович Вегман».

Однако на  заседании президиума ЦИК СССР 29  февраля 1924 года ходатайство о  переименовании Ново-Николаевской губернии и  города Ново-Николаевска (в  документе с  дефисом) в  Ульяновскую губернию и  город Ульянов отклонили.


Было  — не  было. Дети разных народов

Гость в  студии «Городской волны»  — доктор исторических наук Владислав Кокоулин.

Евгений Ларин: Сегодня  мы, как я  и  обещал, продолжим разговор, который мы  с  Владиславом Геннадьевичем начали в  декабре прошлого года  — 9  декабря мы  встречались в  этой студии и  говорили о  том, кого первые русские поселенцы в  наших краях встретили в  начале XVIII века на  территории будущего города Новосибирска.

Сегодня мы  поговорим о  том, представители каких народов могли участвовать в  формировании «человека новосибирского» (назовём его так), какие народы могли стать предками современного новосибирца.

Итак, я  напомню. Во  время прошлой нашей встречи мы  пришли к  выводу, что коренные жители наших мест  — телеуты и  чатские татары  — не  оказали серьёзного влияния на  русское население Кривощёкова, левобережного села, которое мы  условно можем назвать прапредком Новосибирска. Наши народы не  смешались и  сохранили свою идентичность, культуру и  религию. То  есть они, чаты и  телеуты, в  общем не  вошли в  число предков новосибирцев.

А  мы  говорим о  том, что именно кривощёковские, которые в  своё время переселились с  левого берега на  правый и  основали Кривощёковский выселок, создали ядро будущего Ново-Николаевска  — Новосибирска.

По  данным Тамары Семёновны Мамсик  — известной исследовательницы истории нашего города,  — практически полный фамильный состав жителей Кривощёковской волости воспроизводится в  Новосибирске в  старожильческих семьях вплоть до  настоящего времени, такие данные приводит кандидат исторических наук Евгений Владимирович Антропов в  своей книге «Новосибирск. Этнические аспекты истории города».

Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Таким образом, мы  смело можем утверждать, что население Кривощёкова стало основой будущего Новосибирска. К  кривощёковским потом присоединялись строители железнодорожного моста, которые приезжали сюда со  всех концов страны. Но  сейчас речь немного не  об  этом.

Сейчас я  предлагаю вернуться в  Кривощёково, на  левый берег, а  именно  — на  упомянутое нами ранее кривощёковское кладбище. Это кладбище, которое археологи датируют XVIII  веком, и  обнаружили его во  время раскопок вблизи фундамента Никольской церкви в  Кривощёкове перед началом строительства четвёртого автомобильного моста  — рядом с  железнодорожным.

Так вот, из  земли извлекли около трёх сотен нательных крестов, в  большинстве своём православного канона, из  чего понятно, что кладбище было, в  основном, православным. Среди них были и  старообрядческие крестики, но  старообрядцы  — это тоже православные. И  со  старообрядцами в  Сибири, в  общем, понятно  — они бежали сюда, спасаясь от  гонений со  стороны официальной церкви.

Но  вот кресты были не  только православными, но  и  католическими, и  протестантскими. И  вот здесь вопрос. Католик и  протестант в  XVIII веке  — это заведомо иноземец, нерусский, скорее всего. Да  так оно и  было. И  вот кем могли быть католики, похороненные на  кривощёковском кладбище?

Владислав Кокоулин: Но  начать, наверное, всё  же стоит с  протестантов, потому что протестанты здесь появились раньше, чем католики. Это было связано с  петровскими войнами.

Пётр I  вёл Северную войну против Швеции, против Карла XII. И  после победы под Полтавой, где взяли в  плен очень много шведов, их  потихоньку, через Казань, переправили в  Тобольск. Потом они разными путями расселялись по  городам Сибири. После заключения мира основная масса их  уехала, но  многие остались. 

И  вот среди этих шведов были и  путешественники, много было образованных офицеров, которые оказались местной интеллигенцией. 

Они были любознательными, путешествовали по  Сибири. Шведы и  оказались, скорее всего, на  территории Кривощёкова.

Конечно, основные пути пролегали немного севернее, через Томск, но  мы  помним, что когда организовывали экспедицию Витуса Беринга, то  именно у  нас в  Кривощёкове заготавливали продовольствие для этой экспедиции. То  есть несмотря на  то, что путь проходил севернее, из  Каинска на  Томск, Кривощёково, находящееся южнее, играло не  последнюю роль  — здесь была продовольственная база.

То  же самое было, когда отправлялись в  научные экспедиции шведы. Они приходили сюда и  оказывались здесь, на  территории Кривощёкова, которое было продовольственным складом для этих экспедиций. Вот так, скорее всего, у  нас появились первые протестанты.

Что касается поляков, то  они были в  Сибири и  раньше. Их  появление было связано ещё со  Смутным временем XVII  века.

Евгений Ларин: А  поляки  — это уже католики?

Владислав Кокоулин: Да, поляки  — это католики. Если мы  говорим об  их  появлении в  Сибири в  XVIII  веке, то  оно связано с  эпохой Екатерины II,  — с  разделами Польши, потом с  польскими восстаниями. И  вот эти поляки, которых тогда обобщённо назвали «Литва», и  могли оказаться на  территории Кривощёкова.

Евгений Ларин: А  почему Литва? Это  же разные государства?

Владислав Кокоулин: Раньше было единое Польско-Литовское государство. Была Люблинская уния, которая образовало Польско-Литовское государство. Мы  помним, что Иван IV  хотел сделать своего сына великим князем Литовским, и  он  автоматически стал  бы Польским королём, таким образом, к  Российскому государству присоединялась  бы Речь Посполитая. Но  тогда у  Ивана IV  сделать этого не  получилось.

Кстати, большинство литовцев были православными, католиков в  то  время среди них не  так много было. Католиками были поляки, а  литовцы стали католиками позже. И  вот эти литва-поляки оказались на  территории Сибири  и, соответственно, на  территории Кривощёкова.

Владислав Кокоулин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Евгений Ларин: То, что поляков в  Сибири было много, мы  понимаем. Но  вот шведы  — это новость! Хотя, конечно, многие, наверное, смотрели фильм «Тобол»  — сильно рекомендовать я  его, конечно, не  буду, но  там эта тема шведов в  Сибири как раз звучит.

Владислав Кокоулин: Шведов в  Сибири было достаточно много  — не  сотни, а  тысячи человек. Конечно, когда заключили мир, большая часть их  вернулась на  родину, но  часть осталась.

Евгений Ларин: Таким образом, галочку мы  ставим: шведы в  наших краях отметились.

Упомянутый уже мною историк Евгений Антропов к  книге «Новосибирск. Этнические аспекты истории города», ссылаясь на  ту  же Тамару Семёновну Мамсик, пишет:

«В  первой половине XVIII века на  обоих берегах реки Оби в  черте будущего города возникли поселения Кривощёкова  — Малая, Чомская Малая, Чомская Большая, Усть-Инская, Ельцовская, Верткова и  Ересная, во  второй  — Бугринская. Социальное и  этническое происхождение первых жителей перечисленных приобских деревень было неоднородным. При преобладании русских здесь также проживали мордва, зыряне, пермяки, чуваши, башкиры, белорусы (малороссы), поляки, немцы, греки и  представители других народов; это были крестьяне, служилые люди и  ссыльные».

И  вот вопрос: откуда такое разнообразие? Откуда пришли сюда представители всех этих народов?

Владислав Кокоулин: Вот когда мы  говорим о  том  же походе Ермака и  других казаков, мы  обычно представляем себе, что в  них участвовали русские.

  Но, например, когда на  Тару шёл отряд, то  собирали его в  Москве, а  потом он  шёл через Казань и  Уфу  — основывать город Тару. И  по  пути в  отряд включили башкир, мордву, чувашей. Отряд этот стал уже сборным.

То  есть когда мы  говорим о  казацких отрядах, то  мы  должны понимать, что это были не  чисто русские отряды.

Евгений Ларин: То  есть если  бы они могли  бы сфотографироваться на  память, то  на  фото этой ватаги  бы мы  сейчас увидели довольно пёструю компанию!

Владислав Кокоулин: Причём если чаты и  телеуты на  этой территории здесь жили со  своими семьями, в  жёны они брали своих соплеменниц, и  у  них рождались дети, то, если мы  говорим о  тех  же поляках, шведах или казаках, которые приходили в  Сибирь, эти люди были мужчинами, а  жёны у  них были из  местного населения, ведь женщин они с  собой не  везли. Они  же не  семьями сюда ехали. Поэтому они здесь смешивались с  местным населением. Так, пленные шведы были мужчинами, женщин среди них не  было, поэтому мы  и  говорим о  том, что шведы вошли в  составе компонента.

Действительно, когда мы  говорим о  казацких отрядах, то  они были многонациональными в  современном понимании, там были представители разных народов, например, поволжских: мордва, зыряне, чуваши, башкиры. И  вся эта масса народа перемещалась в  Сибирь. Только сибирские татары, которые тоже входили в  состав служилого населения, жили здесь со  своими семьями, поскольку они были местным населением.

Евгений Ларин: Известно, что Сибирь заселялась волнообразно, многие исследователи выделяют несколько волн прихода переселенцев. Можем  ли мы  выделить какие-либо периоды массового пришествия, переселения в  Сибирь каких-либо народов. Например, в  одном из  неакадемических источников  — это был документальный фильм о  разных периодах освоения Сибири,  — мне встретился факт, о  котором я  прежде ничего не  слышал. Дескать, в  1830-х годах было насильственное переселение в  Сибирь евреев. Их  зачисляли в  государственные крестьяне, ямщики, их  наделяли землёй и  многие из  них здесь прижились. Что вы  скажете на  этот счёт? И  можете привести ещё примеры подобных переселений?

Владислав Кокоулин: Если этот факт комментировать, то  он  историческими источниками не  подтверждается. Есть источники первичные, где мы  можем говорить о  достоверности, есть вторичные, в  которых достоверность иногда сомнительна. Там возможны художественные преувеличения, иногда присутствуют какие-то местные легенды.

Владислав Кокоулин и Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Если мы  говорим о  волнах переселения, то  давайте не  будем говорить о  том, насильственные  ли это были переселения или добровольные, мы  будем рассматривать их  вместе.

Евгений Ларин: Нам важен результат!

Владислав Кокоулин: Да. Итак, вначале с  казаками в  Сибири появились представители разных народов Поволжья, которые собирала по  пути казачья ватага. Потом, при Петре  I, в  Сибирь отправились шведы, затем, при Екатерине  — поляки, в  XIX веке они тоже сюда шли.

После было переселение периода конца строительства Транссибирской магистрали. Кстати, гастарбайтерами на  строительстве Железнодорожного моста у  нас работали итальянцы.

Евгений Ларин: А  почему  же итальянцы? У  нас что, таджиков не  хватало?

Владислав Кокоулин: Я, конечно, понимаю, что это шутка, но  таджики и  в  самом деле сюда в  то  время не  ехали. Тогда их  территория вполне могла прокормить население. Конечно, мы  можем говорить о  бухарских купцах, которые торговали. «Бухарские» сёла со  смешанным таджикско-узбекским населением есть в  Омской области, в  Тюменской области.

Что касается казахов, то  они жили рядом с  нами и  постоянно к  нам сюда приезжали. Есть этнические казахи, которые всегда жили на  территории современной России. Есть политические границы, а  есть этнические, и  вот юг  Новосибирской области, юг  Омской области, Тюмень, Саратов, Волгоград, Астрахань  — это территории, на  которых казахи жили со  времён Кимакского каганата, а  потом Чингисхана. Казахское население здесь тоже является коренным, как сибирские татары и  телеуты.

На  нашей территории постоянно шла активная торговля, и  казахи были посредниками в  торговых делах со  Средней Азией, они постоянно приезжали и  уезжали.

Ну, а  в  период строительства железнодорожного моста самым ярким явлением для наших мест, как я  уже сказал, были итальянцы. Они приехали сюда целенаправленно, на  заработки, из  европейской части нашей страны  — не  прямиком из  Италии, конечно.

Крестьянские переселения в  Сибирь происходили со  времени отмены крепостного права. Самые массовые переселения крестьян были во  времена проведения столыпинской аграрной реформы. Из  европейской России шли волны крестьян, и  это были не  только русские крестьяне. В  Сибирь шли представители народов Поволжья  — те  же башкиры и  другие народы.

Во  время Первой мировой войны на  нашей территории оказались пленные немцы, австрийцы и  турки. Отношение к  пленным в  то  время было немного другое  и, поскольку мужского населения не  хватало, совершенно нормальной была ситуация, когда их  привлекали на  хозяйство в  качестве рабочей силы. Пленные охотно заменяли мужиков, которые ушли на  германский фронт.

Дальше был период революции и гражданской войны  — в  это время здесь кого только не  было! И  чехи, и  поляки, и  румыны, и  американцы, и  французы тут побывали.

В  1920-х годах в  Новосибирск приглашали квалифицированных инженеров-немцев.

Евгений Ларин: Одним из  был немецкий архитектор Рудольф Волтерс, который участвовал в  проектировании железнодорожного вокзала и  посёлка при станции Инской. Об  этом периоде он  написал книгу «Специалист в  Сибири». Очень увлекательное чтиво! Рекомендую.

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Владислав Кокоулин: Да, там он  очень ярко описывает реалии конца НЭПа, начала 1930-х годов, реалии нашего города  — как он  здесь жил, как работал, с  кем встречался, что ел  и  что его удивляло в  Сибири.

В  1920-х, а  потом и  1930-х годах был голод в  Поволжье, в  Сибирь хлынуло огромное количество самого разнообразного населения. В  1920-х годах к  нам также приезжали из  Прибалтики, у  нас появлялись и  эстонские, и  латышские деревни. Известный специалист по  этому периоду  — ныне покойный профессор Михаил Николаевич Колодкин  — написал очень интересную книгу под названием «Балтийские поселенцы в  Сибири». Они жили на  территории Новосибирской области. С  городским населением они меньше смешивались, поскольку жили они в  сельской местности, но, тем не  менее, потомки от  смешанных браков в  Новосибирске есть.

Когда началась Великая Отечественная война, из  Поволжья в  Сибирь переселяли российских немцев. А  в  послевоенный период было несколько больших волн строителей чего  бы то  ни  было в  Сибири  — БАМа, КАТЭКа, участников других великих строек. Они приезжали в  Сибирь в  составе молодёжных отрядов из  Украины, Белоруссии, Прибалтики, Средней Азии и  других регионов.

Евгений Ларин: Мне ещё, например, вот такой факт встретился: 12  июля 1946 года облисполком принял решение «О  хозяйственно-трудовом устройстве, материальном обеспечении и  культурном обслуживании спецпереселенцев-калмыков, расселённых на  территории области».

Владислав Кокоулин: Да, время сталинских репрессий. Это было переселение народов. 

Корейцев, например, переселяли с  Дальнего Востока, правда, в  основном в  Казахстан. В  начале войны переселяли чеченцев, крымские татары тоже здесь оказались. Целые народы переселяли в  Сибирь.

Конечно, город Новосибирск не  был местом пересылки, депортированных отправляли больше в  Нарым, на  Дальний Восток.

Кстати, немцам, которых переселили во  время войны, не  разрешали выезжать из  Сибири до  1970-х годов. Это были российские немцы  — территории, на  которых жили этнические немцы, были частями Российской империи, например, Курляндия. И  немцы, которые там жили, были на  службе у  российского правительства  — у  петровского, потом у  екатерининского. При Екатерине эти немцы переселялись в  Поволжье, так что эти немцы уже давно не  были германскими. При Сталине их  переселили в  Сибирь, в  Казахстан. А  потом, когда ограничения на  выезд из  Сибири для них сняли, они стали расселяться по  российским городам.

Евгений Ларин: Мы  сейчас перечислили достаточно много исторических эпизодов и  многие народы в  них участвовали. Если подытожить эту периодизацию, то  кто из  тех народов, которые осели и  обосновались в  Новосибирске, оказались самыми многочисленными группами?

Владислав Кокоулин: Самая многочисленная группа у  нас здесь  — это, как ни  странно, российские немцы. На  территории области именно немцы  — даже не  сибирские татары  — третьи по  численности после русских и  украинцев. Это удивительный факт. Дальше идут татары и  все остальные народы, которых меньше по  численности. Если мы  посмотрим, сколько народов живёт в  Новосибирске по  переписи 2010  года, то  мы  увидим длинный список из  30  строк, в  который входят даже финны.

Евгений Ларин: Вообще, во  множестве разных источников можно встретить сведения о  том, что в  Новосибирске сегодня живут представители 120 и  больше национальностей. И  довольно трудно себе представить, какие это народы, ведь статистика  — это интересная вещь. Если какой-то человек назовёт себя навахо, то  статистика скажет нам, что в  Новосибирске живут навахо. Представители каких народов, проживающих в  нашем городе могут вызвать у  нас удивление? Кто они и  какими путями к  нам пришли?

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Владислав Кокоулин: Сейчас в  Новосибирске уже, наверное, никто никого не  удивит  — кого у  нас тут только нет! Сейчас на  учёбу в  вузы приезжает вся Азия и  Африка. Смешанные браки, которые в  нашей стране имеют место со  времени Олимпиады-80, докатились и  до  Сибири. У  нас живут люди из  разных стран, которые приехали к  нам учиться, а  после учёбы остались жить и  работать в  Новосибирске. Например, из  Колумбии. Экзотическая страна, которая в  нашем представлении, связана, в  основном, с  наркомафией. Но  оказывается, что оттуда тоже к  нам приезжают молодые люди, учатся (в  основном, на  медицинских специальностях), а  потом остаются работать. Так, в  НИИТО работает врач из  Колумбии.

30  народов  — это те  народы, представителей которых в  нашем городе много. А  дальше  — до  120 народов  — те, которых уже меньше, их  сотни, десятки и  единицы.

Так что удивить нас кем-то сложно. Но  вот судьбы некоторых людей, которые побывали в  Сибири, очень интересны. Вот одна из  них.

В  Ново-Николаевске он  не  был, поскольку в  его время этого города ещё не  было, он  был в  Кривощёкове. Это поляк Мориц Август Бенёвский, который стал королём Мадагаскара. 

Он  оказался в  плену, его отправили в  Сибирь, он  проехал до  Владивостока, точнее в  Приморье, потому что Владивостока тогда тоже не  было. Потом он  бежал и  оказался в  Париже, но  его как-то перехватили, он  оказался в  Петербурге.

Екатерина II  решила не  поднимать международный скандал, а  просто отправила его на  Мадагаскар в  составе экспедиции. А  там местные старейшины избрали его главой Мадагаскара, главой там был выборный племенной король. Вот так. Человек побывал в  плену в  Сибири, бежал, а  потом стал королём целого острова.

Евгений Ларин: Никогда нельзя предугадать, куда забросит тебя судьба!

Владислав Кокоулин: И  таких судеб много. Многие из  тех, кто побывал в  Сибири в  плену, вернувшись, либо писали интересные воспоминания, либо судьба их  складывалась необычным образом.

В  Ново-Николаевске во  время гражданской войны побывал Ярослав Гашек, знаменитый автор «Похождений бравого солдата Швейка». Одно время он  работал в  Иркутске, состоял в  политотделе Красной армии, занимался пропагандой и  дважды побывал в  нашем городе.

Чехов в  городе после гражданской войны осталось не  много. Но  всё  же их  потомки в  Новосибирске есть. Однажды я  читал лекцию о гражданской войне, рассказывал о  чешских легионах, и  после лекции ко  мне подошла одна женщина и  рассказала, что её  дедушка был в  составе этих чешских частей. Здесь он  нашёл себе жену, потом они уехали в  Чехословакию, а  после Великой Отечественной войны в  Новосибирск приехали уже родители этой женщины  — она родилась в  нашем городе. И  такие бывают интересные судьбы.

Евгений Ларин: Отвечая на  тот вопрос, который мы  поставили в  начале нашей беседы,  — кем по  национальности является новосибирец? —  мы  нарисовали довольно пёструю картину, так что легко можно запутаться. Новосибирск изначально был, остаётся  и, наверное, ещё долго будет многонациональным городом. И  транзитным.

Владислав Кокоулин: Действительно, ведь здесь проходят транспортные магистрали. А  средний новосибирец  — это человек смешанной национальности. Это сибиряк. Все мы  сибиряки!

Евгений Ларин: Мы  за  дружбу народов! 

Слушать аудиоверсии программы «Вечерний разговор об истории» теперь можно также в разделе подкастов на  Яндекс Музыке .

Последние новости

Десять детей из центра «Тёплый дом» проведут каникулы в семьях горожан

Воспитанники новосибирского центра «Тёплый дом» проведут новогодние каникулы в семьях горожан.

ОБЪЯВЛЕНИЕ | Как будет работать общественный транспорт в предпраздничные и новогодние праздничные дни

В предстоящие новогодние и праздничные дни будут внесены изменения в работу общественного транспорта.

Развитие аэропортов, туризма и запуск СКИФа: как Сибирь прожила 2024 год

В уходящем году главы регионов СФО подписали соглашения с инвесторами на миллиарды рублей.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Наро-Фоминске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *