Плагиат или тренд: как не нарушить закон об авторском праве в сети

Авторское право — это интеллектуальное право на произведения науки, искусства, литературы и контент в интернете.

Авторское право — это интеллектуальное право на произведения науки, искусства, литературы и контент в интернете. О том, какие штрафы предусмотрены за нарушения норм и как можно защитить свой продукт, «Новосибирские новости» расспросили директора и сооснователя компании «ЮРИНТ» Сергея Соколова.

Василина Чабан

— Сергей, в какой сфере чаще возникают проблемы с  авторскими правами?

— На  самом деле сейчас практически в  любой. Потому что если раньше это были споры в  основном автора с  автором или автора с  заказчиком, где-то там далеко от  нас эти споры происходили, если они вообще были, то  сейчас объекты авторского права используются повсюду — и  в  рекламе, и  в  продвижении в сети интернет. И  именно благодаря интернету споры стали возникать практически в  любой, как коммерческой, так и  околокоммерческой сфере.

— Когда готовилась к  интервью, наткнулась на  такую историю. Предприниматель назвала детский сад «Маленькая страна», а  поэт, автор песни с  таким  же названием, подал за это в суд. Название абсолютно нейтральное, которое может прийти в  голову любому человеку. Как защитить себя в  такой ситуации?

—  В  этом споре был маленький нюанс, важный юридически. Там было не  только название песни, но  был такой товарный знак. И  поэтому пришлось защищаться именно от  правообладателя товарного знака. К  слову, в  данной ситуации, как я  понял, спор завершился успешно для частного детского садика.

Что касается того, как защитить, это очень хороший вопрос. Люди, начинающие бизнес, зачастую придумывают название и  сразу с  ним побежали. Побежали вперёд, побежали развивать его, вкладывать в  него деньги, в  это название. Вот до  этого момента лучше обратиться к  юристу либо к  патентному поверенному и  проверить, а  есть  ли ещё такие товарные знаки.

И если ты  такую проверку совершишь, то  ты  будешь знать, что, может быть, в  это название не  стоит вкладываться. Безопасность дальнейшего бизнеса будет уже в  ваших руках.

— Давайте объясним, что такое товарный знак.

— Товарный знак  — это способ индивидуализации работы или услуг. То  есть бренд, как мы  привыкли говорить, та  картинка, или слово, изображение, объёмный компонент, который защищает наши товары и  отличает их  от  товаров наших конкурентов.

— Люди снимают видео, фотографии, делятся своими мыслями  в социальных сетях. Как распознать вот эту тонкую грань между плагиатом и  трендом?

—  До  последнего кейса, который нашумел, когда в  арбитражном суде всё-таки удовлетворили иск по  поводу копирования рилс, никто об  этом, наверное, даже  и не  задумывался. И  даже юристы сказали  бы: да  какой это объект авторского права, ну  видео и  видео  в  интернете. Но  сейчас, во-первых, настолько шагнуло вперёд продвижение, что мы  уже не  просто снимаем, а  снимаем по  определённому сценарию, есть какие-то слова, может быть, даже сюжет заложен в  некоторых случаях. И  с  точки зрения  охраняемости, важно понимать, что это за  видео, что ему предшествовало, была  ли там авторская задумка. В  конечном счёте  это будет определять суд  либо даже экспертиза в  суде, потому что действительно сложно понять. Ну, то  есть  очевидно вроде, что повторяешь, но  насколько ты  параллельно создал, а  насколько ты  именно это заимствовал, иногда только эксперты смогут определить.

Сергей Соколов. Скриншот: видео nsknews.info

— Сюжет повторять можно, но  не  в  слово в  слово?

— Я как юрист не  могу сказать, что вот это можно, точно можно, а  это нельзя. Каждый конкретный случай очень индивидуален. То  есть слово в  слово точно нельзя взять и  повторить. Это просто. А  что касается повторить сюжет, но  при этом переиначить слова — насколько переиначить? Здесь всегда уровень честности, честности перед собой. Судья  на  том  же уровне рассуждает. По-честному, ты  взял чужое и  переделал или ты  сам создал? Если ты  создал сам, то идея неохраняема, где-то она общая. Все эти идеи уже давно известны всем творческим людям. Вот взять общую идею и  создать самому — это правильно. И  бояться будет нечего.

— А  если говорить про запрещённые социальные сети, распространяются  ли правила на  них?

—  Ещё более сложный вопрос, чем предыдущий, относительно правовой спорности. Здесь уже точно мнения юристов разделятся, потому что в  том кейсе, о  котором я  говорил, был случай запрещённой социальной сети. Суд  тем не  менее признал нарушение. 

Я здесь своё личное мнение выскажу. 

Я  считаю, что неважно, запрещённая или разрешённая это сеть, нарушение авторского права — это нарушение авторского права. И  в  любом случае соответствующие санкции и  требования можно предъявлять. Это то же самое, что нельзя на  заборе размещать, а  я  там разместил чужую фотографию без разрешения. Да, социальная сеть — это не  забор, и  поэтому аналогия грубоватая, но  мысль схожа.

— На  какие доказательства обращает внимание суд при вынесении решения? Можно  ли, например, сделать видеозапись (неофициально), если мы  говорим о  музыке или фильме?

—  Тонкий процессуальный вопрос. В  общем-то  суд принимает любые доказательства, даже  те, которые не  совсем правильно созданы, самостоятельно взяты. Но  зачастую, конечно, для суда большую силу имеют доказательства, которые собраны либо в  нотариальном порядке (то  есть с  использованием нотариусов), либо, соответственно, с  помощью юристов по  правильным протокольным действиям.

— А  есть  ли возможность получить официальную лицензию на  использование той  же музыки, к  примеру? Как проходит процедура?

—  Да, и  это главная причина, почему эти споры в  России имеют смысл. Творческий труд охраняется, и  главная задача — создать авторам возможность зарабатывать. И, соответственно, здесь это просто договор с  автором. В  большинстве ситуаций больше никаких специальных действий не  потребуется. Ну, только при особенных авторских произведениях, может быть, не  с  одним автором нужен будет договор. Или в  определённых случаях, к  примеру, если это программа и  она зарегистрирована — там возможно действие в  реестре, но  так или иначе это договор, и  оплата будет идти такая, о  которой вы  договоритесь.

Василина Чабан. Скриншот: видео nsknews.info

— Что должен делать автор, чтобы подтвердить свои права на  продукт?

— У нас есть понятие презумпции авторства. То  есть вы автор, пока не  доказано обратно. И  это важно помнить. Но  зачастую автору так или иначе нужно доказывать, что он  создал произведение. То  есть должны быть исходники. У  фотографа, например, это исходные снимки, которые доказывают, что именно он  сфотографировал. Если где-то кадр уже размещён под его именем, то  не  придётся доказывать, когда именно фото появилось. Есть различные сервисы по  депонированию произведений, которые ту  же роль, по  сути, выполняют.

— Ещё один вид работы, который рассматривают как нарушение авторского права, — это саммари (логически построенный  краткий пересказ материала). Запрет распространяется на  все виды пересказов. А  что делать, если автора давно нет в  живых?

—  Авторское право со  смертью автора не  прекращается, у  него есть наследники, есть определённые правила исчисления сроков для разных произведений. Поэтому, если автора нет в живых, надо искать правообладателей и  договариваться с  ними.

Саммари практически во  всех случаях будет являться нарушением, если дано без разрешения автора. Потому что это сжатый пересказ произведения, в  некотором роде это его изменение или искажение. Соответственно, оно требует разрешения автора такого произведения.

— То  есть, получается, сейчас школьники должны уже начать плакать, потому что скоро  могут заблокировать все  эти сервисы с пересказами огромных произведений  классиков.

— На  самом деле  я  думаю, что нет, потому что многие краткие изложения создаются с  согласия автора, создаются в  научных целях. На  некоторые из произведений уже истекли авторские права.

Василина Чабан и Ссргей Соколов. Скриншот: видео nsknews.info

— Какие штрафы предусмотрены за  нарушение авторских прав?

—  Есть административная и  уголовная ответственность с соответствующими наказаниями. И  есть гражданско-правовая ответственность, это ответственность непосредственно перед автором или правообладателем. На  последнем остановлюсь. Есть несколько способов защиты, наиболее популярный — компенсация от  10 000 до  5  млн рублей. Очень большой разбег, внутри которого суд определяет, какая компенсация разумна. Допустим, за  нарушение права на  обычную фотографию сейчас установившаяся практика — от  10 000 до  30 000  рублей. Подчеркну, что это не  канон. Просто так сложилось, что чаще всего эти иски заканчиваются такими суммами. Чем сложнее, чем многосоставнее произведение, чем больше в  него вложил автор сил и  денежных средств, тем больше будет компенсация.

— Что нужно сделать, чтобы получить 5  миллионов?

—  Доказать максимальное вложение в  это произведение, либо максимальный ущерб от  его использования, либо доходы стороны. Здесь всё зависит от  самого процесса и  самого ущерба.

— В каком случае наступает уголовная ответственность за нарушение авторских  прав?

—  По  уголовной ответственности практики в  стране не  так много, хотя дела  тем не  менее  заводятся. Уголовная и  административная ответственность зависят от  того, какой ущерб причинён противоправными действиями. При крупном ущербе  — уголовная ответственность.

Полную версию интервью смотрите в этом видео:

Последние новости

Новые горизонты в медицине Кузбасса

Специалисты Центра охраны здоровья шахтеров применяют 3D-печать для замены костных дефектов.

Масштабный флешмоб в Новосибирске ко Дню борьбы с остановкой кровообращения

В Локомотив-Арене пройдут мастер-классы по сердечно-легочной реанимации

Новая дорога в Новосибирске: что нужно знать

Обновление инфраструктуры значительно улучшит транспортное сообщение в регионе.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Соликамске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *