Режиссёр фильма «Снегирь»: «Кино — грубая и довольно примитивная вещь»

Автор фильмов «Сумасшедшая помощь», «Аритмия», сериалов «Почка» и «Обычная женщина» режиссёр Борис Хлебников побывал в Новосибирске на показе своей новой полнометражной картины «Снегирь».

Автор фильмов «Сумасшедшая помощь», «Аритмия», сериалов «Почка» и «Обычная женщина» режиссёр Борис Хлебников побывал в Новосибирске на показе своей новой полнометражной картины «Снегирь». В основе сюжета — роман Георгия Владимова «Три минуты молчания», посвящённый будням команды рыболовецкого судна. Однако сам режиссёр даже после выхода драмы считает, что экранизировать литературу не стоит: читательское воображение сильнее навязанной кинематографом картинки. Драма «Снегирь» открывала Московский международный кинофестиваль, её хорошо приняли зрители и критики. Над созданием шторма — самого эффектного момента фильма — целых два года трудилась команда техников, механиков, инженеров, художников. «Новосибирские новости» сделали эксклюзивное интервью с Борисом Хлебниковым и увидели его с непривычной стороны.

Виталина Панкова

—  Фильм снят по  роману, при этом вы  говорили, что экранизировать литературу не  стоит. Почему решились на  этот опыт?

—  По  глупости, если честно. Очень понравилась мысль в  этой книжке, пришлось много чего поменять в  сценарии, потому что литература так устроена, что она намного сложнее  — как вид искусства. Кино  — грубая и  довольно примитивная вещь. Например, главный герой этого романа всё время о  чём-то думает, в  романе бесконечный поток его мыслей в  голове. Говорит он  мало, действует мало  — только думает о  том, что происходит вокруг. А  это невозможно сделать в  кино, ну, или текстом пускать... Это старомодно, глупо и  нелепо. Поэтому главного героя пришлось убрать, растворить его в  других персонажах, поменять сюжет, поменять многие вещи. Единственно, что мы  точно не  поменяли  — смысл этого романа и  его высказывание. Вот их  мы  точно абсолютно сохранили.

Название изменилось, потому что, опять  же, «Три минуты молчания»  — это три минуты молчания в  общем эфире по  морскому квадрату в  шторм, когда проверяется раз в  час, не  подаёт  ли кто-то сигнал SOS. Все в  эфире замолкают, чтобы кого-то не  перебить в  эти минуты. Это тоже надо проговорить ртом  — а  это глупо выходит, поэтому тоже ушло и  появилось название «Снегирь».

—  Ваше творчество одно время связывали с  концептом «новых тихих», одной из  особенностей которых является  то, что герои ощущают своё бессилие в  стремлении что-либо изменить, при этом в  «Снегире» мы  видим, что герои сами вершат свою судьбу. Какой концепт вам ближе?

—  А  там всё то  же самое происходит, ничего они не  вершат, своей судьбой практически не  управляют. Это роман про уставших пиратов, которые воруют чьё-то, и  ведут себя так себе. Просто очень яркая фактура  — шторм, корабль, спасение других моряков. Но  в  характере ничего не  поменялось.

—  При этом уделяется внимание характеру человека, ранее в  интервью «Коммерсанту» вы  говорили, что у  вас не  было цели сделать фильм о  русской душе. Всё-таки важны были события или характеры и  герои?

—  Принято считать, что загадочная русская душа  — это что-то хорошее. Это не  всегда что-то хорошее. 

Бывает много загадочного, плохого в  национальном характере, или не  очень хорошего. В  данном случае  то, что мы  описываем, наверное, про загадочную русскую душу, но  — с  критической стороны.⁠

—  Одну из  ролей сыграл ваш сын Макар, его герой Никита не  сразу вливается в  коллектив. Это не  первый ваш опыт работы с  сыном. В  одном из  интервью Макар сказал, что он  начал воспринимать вас как режиссёра на  съёмочной площадке, а  вы  стали относиться к  нему, как к  актёру. Можно  ли сказать, что эта роль стала профессиональным испытанием для Макара?

—  И  он, и  я  абсолютно органично для себя дистанцировались друг от  друга, и  жили в  разных номерах, в  разных домах  — в  этих экспедициях. Встречались только на  съёмочной площадке, общались по  делу. Он  оказался крайне работоспособным, толковым. У  меня как у  режиссёра не  было никаких претензий. Проанализировать этот опыт я  смог только после съёмок; я  как-то «перезнакомился», что  ли, с  ним, увидел другого человека  — вне дома, в  работе. Этот человек мне очень понравился, я  очень благодарен, что так получилось, мы  как-то сблизились и  познакомились друг с  другом.

Скриншот: nsknews.info

—  Фильм «Снегирь» некоторые сравнивают с  фильмом «Идеальный шторм». Ориентировались  ли вы  на  опыт американских коллег?

—  Нет, то  невозможно. Мы  прокручивали фильм о  фильме «Идеальный шторм»  — чтобы просто посмотреть, как они это делали, как они создавали павильон (есть документальный фильм о  том, как они это снимали). В  результате мы  совсем по-другому это делали, нам пришлось придумывать, как это сделать. В  России нет специалистов, которые это делали  бы хоть раз. Ни  разу в  таком масштабе шторм не  создавался, и  в  этом смысле была почти двухлетняя работа огромной команды техников, механиков, инженеров, художников, строителей. Огромное количество цехов должно было удовлетворить одна конструкция и  один способ съёмки. На  это почти два года ушло, когда мы  выдумывали эту технологию. И  это сработало, на  мой взгляд  — выглядит убедительно.

—  Если говорить о  будущем нашего кино, сейчас мало иностранных новинок, и  есть  ли у  россиян знания и  навыки, чтобы создавать качественные картины?

—  Да  есть, но  отсутствие конкуренции никогда ни  к  чему хорошему не  приводило. Это может дать временный очень хороший эффект. 

Но  когда нет конкуренции в  продукте  — это всегда очень плохо. 

Мы  можем вспомнить Советский Союз, какого жуткого качества товары были, все мечтали только о  каких-то других  — потому что не  было конкуренции.

—  «Снегирь» это качественная картина?

—  Надеюсь, я  старался. Как там получилось  — зрители сейчас увидят. Это первый показ в  России. Не  знаю, посмотрим.

—  Маленький блиц-опрос. Полнометражный фильм или сериал?

—  Всё равно.

—  Самое главное  — талант или опыт?

—  Талант.

—  В  фильме главное зрелищность или философия?

—  Сочетание.

—  Три книги, которые должен прочитать каждый?

—  «Остров сокровищ», «Война и  мир», «Крутой маршрут».

—  Три фильма, которые должен посмотреть каждый?

—  Не  считаю чем-то серьёзным кино, поэтому никто ничего не  должен.

—  Ваш лучший фильм на  сегодняшний день?

—  «Сумасшедшая помощь».

Полную версию интервью смотрите на видео: 

Видео: nsknews.info

Последние новости

Прокуратура считает незаконным решение мэрии города Новосибирска о введении режима повышенной готовности

Димитровский мост в Новосибирске является особо значимым объектом, обеспечивающим транспортное сообщение между право- и левобережной частями города.

«Эти фантазии эпизодически возникают»: новосибирский депутат высказался о разрешённом в России многожёнстве

Религиозное «многобрачие» разрешили проживающим на территории РФ мусульманам Духовное управление мусульман (ДУМ) России разрешило в нашей стране многожёнство — до четырёх религиозных браков при соблюдении ряда условий.

Тариф на капремонт вырастет почти на 25 процентов в Новосибирской области

Резкое повышение тарифа наблюдается в регионе четвертый год подряд С 1 января 2025 года в Новосибирской области снова резко повышается тариф на капитальный ремонт.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Наро-Фоминске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *