Кому и чем опасен «FLiRT»?
Почему новый штамм ковида носит такое странное название, чем он опасен и как от него уберечься - рассказывают специалисты Два с небольшим года назад весь мир (и Россия в том числе) облегченно вздохнул: пандемия позади!
Два с небольшим года назад весь мир (и Россия в том числе) облегченно вздохнул: пандемия позади! Отменены практически все предохранительные меры и запреты, люди сняли маски, возобновлены в полном объеме культурные и спортивные мероприятия. Но еще тогда врачи предупреждали: не спешите расслабляться, вирус не исчез – он просто затаился на время, но он еще вернется. Увы, их предсказания сбываются: на международную арену выходит новый штамм коронавируса с немного игривым названием «FLiRT». И нашу страну новая волна заболеваемости, похоже, не обойдет стороной: по данным Всемирной организации здравоохранения Россия на данный момент входит в пятерку стран с набольшим количеством заболеваний новым штаммом. Причем он стал более заразным и научился «обманывать» иммунитет. Что из себя представляет этот новый штамм, какие опасности он с собой несет, какие меры профилактики требуются для уменьшения риска – нам рассказали заведующий лабораторией бионанотехнологии, микробиологии и вирусологии Новосибирского государственного университета академик РАН Сергей Нетёсов и педиатр-иммунолог доктором медицинских наук Андрей Продеус.
— Сергей Викторович, почему штамм носит такое странное название?
С.Н.: В новом варианте есть несколько аминокислотных замен (F на L, R на T) — и, собственно, по ним новый штамм и назван.
— Насколько он опасен?
С.Н.: Коронавирус продолжает эволюционировать, и эволюционирует он так, как и должен в теории: его патогенность (способность порождать патологии. – Прим. авт.) уменьшается, и смертность при этом уменьшается в десятки раз — зато, к сожалению, продолжает увеличиваться способность передаваться от человека к человеку. И сейчас эта способность намного выше, чем была у «уханьского» варианта. Усиление этой способности началось как раз со штамма «Омикрон». При этом новый вид вируса способен преодолевать иммунитет, который возник с более ранним штаммом. Тем не менее люди, которые вакцинировались более поздними версиями вакцины от «омикрона» и те, кто переболел «омикроном», в случае заражения «FLiRT» будут болеть легко. И таких случаев описаны уже тысячи. Опасаться вируса следует россиянам из групп риска: это люди старше 65 лет, пациенты с сахарным диабетом первого и второго типа, с прогрессирующими онкологическими заболеваниями, с пересаженными органами.
— Андрей Петрович, на ваш взгляд, стоит ли нам бояться нового штамма вируса?
А.П.: Нельзя относиться к нему легкомысленно. Человек с насморком «пофлиртовал» с другим — и теперь они оба являются переносчиками инфекции. Скорее всего, они переболеют легко, но для людей из группы риска (а я добавлю сюда людей с болезнями сердечно-сосудистой системы, заболеваниями легких и почек) любой инфекционный процесс является опасным. Чему нас научили коронавирусная инфекция и постковидный период — так это осторожности и ответственному поведению: нужно беречь не только себя, но и других! Если раньше многие заболевания мы пытались перенести на ногах, шли на работу и «геройствовали», то сейчас стали задумываться: а насколько это оправданно? Есть люди, которые будут болеть тяжело, и о них нужно подумать. Если мыслить глобально, то эпидемией этот штамм не грозит. Да, он распространяется во всем мире, у нас только начал распространяться, он будет доминировать, но это не значит, что он будет вызывать больше заболеваний, чем предыдущий штамм.
— Тем не менее, прямо сейчас заболеваемость коронавирусом снова растет…
А.П.: Сегодня к новому штамму приковано много внимания еще и потому, что обычно респираторные заболевания чаще проявляются осенью и зимой, и в меньшей степени — летом. Но ковид пока что не является сезонным вирусом. Он имеет возможность проявляться тогда, когда появляется штамм, который может выдавить другие штамм из популяции.
С.В.: Во-первых нужно сказать, что колебания вируса в ту или иную сторону иногда ведут себя непредсказуемо. Во-вторых — объективный фактор для роста все же есть. Летом люди ведут себя более расслабленно, чаще ездят на отдых, в том числе и за рубеж. И потом, зимой люди с риском тяжелого протекания инфекций носили маски, а летом я не видел ни одного человека в маске – вот вам и результат… А тут новый штамм появился, к которому у большинства людей нет иммунитета — вот он и проявляет себя. Это и является фактором, который приводит к повышению числа заболевших.
— Работают ли с новым штаммом прежние меры профилактики?
А.П.: Меры предосторожности работают, и они очень просты: если вы будете мыть руки хотя бы шесть-восемь раз в день, то снизите риски респираторных инфекций в несколько раз. Ведь вирусы мы получаем не только с помощью слюны и мокроты, но и поздоровавшись, взявшись за поручни общественного транспорта, за тележку в супермаркете…
С.В.: Я бы добавил сюда еще кнопки лифтов и ручки дверей в домах и магазинах. Это все те предметы, за счет которых мы можем получить вирус, если не моем руки и касаемся лица.
— То есть, и летом рекомендовано носить маски?
А.П.: С моей точки зрения, если человек хочет обезопасить себя, то почему бы ее не использовать? Но еще мне кажется важным тот момент, что маска помогает не заразить других, если болеете вы сами. Потому что ваша мокрота, если вы являетесь вирусораспространителем, может быть опасной для людей вокруг.
С.В.: Есть такое поведение, которое называется социально ответственным. И у нас порой его не хватает. Если я вижу, что человек чихает, и на нем маска, то это правильный человек. Но я к нему, конечно же, не подойду. Он сам сигнализирует другим: я больной, не подходите. Это очень правильно. Так ведут себя люди в густонаселенных странах — Китае, Южной Корее, Японии и в ряде стран Европы во времена эпидемии. Маски я бы рекомендовал носить и тем, кто находится в группе риска. Что бы ни говорили, но маски эффективны как минимум на 70 процентов.
— Правда ли, что вакцина против нового штамма больше не работает?
А.П.: Академик Гинцбург (директор Научно-исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Александр Гинцбург. — Прим. авт.) говорит о том, что более новая вакцина «Спутник» должна защищать и от «FLiRTа». А дальше я все равно остаюсь на своей позиции, что популяционная вакцинация (поголовная. — Прим. авт.) в данном случае не требуется. А вот потенциально улучшить иммунитет и вакцинироваться новым типом вакцин людям из группы риска, я думаю, будет полезно.
С.В.: Сейчас подход к вакцинации должен быть индивидуальным. Но дело в том, что человек может ошибочно полагать, что недавно уже переболел коронавирусом, и ему прививаться не надо. Однако дело в том, что по симптоматике коронавирус, вирус гриппа и респираторно-синцитиальный вирус очень схожи, и ни один врач на сто процентов не сможет сказать, чем человек болел. Другое дело — если этому есть лабораторное подтверждение. В феврале 2022 года я перенес «Омикрон». Думал, что просто сильный насморк, но на всякий случай сдал мазок, который и показал коронавирус. Поэтому давайте скажем так: если человек «железобетонно» переболел ковидом в 2022 году — вернее всего, у него был «Омикрон». И тогда, наверное, смысла прививаться нет. А вот если человек не болел подтвержденным коронавирусом в течение последней пары лет, то ему явно имеет смысл привиться — особенно если он входит в группу риска. Лучше лишний раз подстраховаться, поскольку вред от прививки в сравнении с болезнью в тысячу раз меньше.
— Сейчас много говорят и пишут о последствиях коронавируса — в том числе и о том, что он сокращает жизнь. Это правда?
С.В.: Как говорят юмористы, «жизнь — это заболевание со смертельным исходом». Она конечна сама по себе. Существует много заболеваний, которые ее сокращают. И в целом ведь нельзя сказать, что болезни продляют жизнь. Что касается ковида, то в большинстве случаев он протекает легко. Я переболел два раза — и не чувствую, что это сильно повредило мое здоровье. Хотя осложнения были, но я ними справился. Совет тут один: вести себя разумно в течение всей жизни. У машины можно заменить запчасти, а у человека это сделать намного сложнее — хотя некоторые «запчасти» мы менять научились. Поэтому нужно следить организмом, который нам дан в пользование — и жить с ним в мире, защищать его, подновлять, если надо. И тогда вы будете жить гораздо дольше, чем те, кто этими правилами пренебрегает…
Елена Соколова
(ИА «Столица»)
Последние новости
Более миллиона новосибирцев страдают лишним весом
По итогам 2023 года в Новосибирской области 1,36 млн человек старше 19 лет имеют проблемы с лишним весом, что составляет 62,7% населения.
Руководитель Русфонда в Новосибирске рассказала о донорах костного мозга
Фото предоставлено героиней публикации Национальный регистр доноров костного мозга существует с 2017 года.
В Новосибирске руководитель Русфонда развенчала мифы о донорстве костного мозга
Фото предоставлено героем публикации В России благодаря Национальному регистру доноров костного мозга имени Васи Перевощикова провели 122 трансплантации.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку