Патанатомия: отделение точного диагноза
19 января – День патологоанатома. Об особенностях своей работы рассказывают патологоанатомы Карасукской ЦРБ.
Иван Мельниченко переехал в Карасук по программе «Земский доктор», и работает в больнице более 7 лет. Его коллега – Нина Афанасьева, врач судебно-медицинской экспертизы и патологоанатом со стажем 48 лет.
Чем занимаются патологоанатомы и что особенного в их профессии?
Иван Мельниченко: На самом деле, работаем не только с покойными. 80% моего времени и наиболее значимая часть работы – работа с тканями живых людей. В данный момент занимаюсь прижизненными исследованиями операционного и биопсийного материала. У нас в работе в основном органы женской половой системы, пищеварительной системы, новообразования кожи – все, что удаляется во время операций, доставляется [патологоанатому], смотрится, проверяется. Исследование нужно для верификации диагноза, определения типа опухоли и стадии, прорастания в другие ткани. От этого зависит дальнейшая терапия, подход к лечению, маршрутизация пациента.
Не всегда врачи могут самостоятельно определить болезнь. Например, у женщины может возникнуть аномальное кровотечение, она поступит в стационар, ей сделают выскабливание. А материал этого выскабливания доставят к нам, и мы на этом этапе можем выявить тот процесс, который стал причиной кровотечения. Когда врач получит данные нашего заключения, тогда он выберет дальнейшую тактику лечения. Так, по маленькому кусочку ткани можно поставить диагноз и спрогнозировать процесс развития болезни. Но привезти могут и орган целиком – например, простату или матку с придатками, конечность, ампутированную из-за проблем с кровообращением, фрагмент кишечника или желудка. Тогда исследуем весь орган целиком.
Нина Афанасьева: патологоанатом должен иметь представление о любом заболевании, хотя бы изначальное. Будь это педиатрия, акушерство, неврология и так далее. Поэтому, как любой врач, патологоанатом все время учится. Истории болезни, медицинские карты, МРТ-исследования – с ними мы тоже работаем, и вся информация при вскрытии учитывается.
При последнем диагнозе видим, от чего человек умер. На первом месте – сердечно-сосудистые заболевания. Далее – онкология. Еще два года назад [умирали] от ковидной инфекции – пневмоний. Статистику дополняет то, что работают межрайонные центры, и больных везут из соседних районов. В этом году проведено 328 вскрытий, в два предыдущих года – примерно столько же.
Обычно в медицину идут те, кто хочет работать с людьми, лечить людей. А вы, получается, ушли от людей в лабораторию?
И.М.: Кому-то же надо заниматься этим. На нас ложится важная задача – правильно поставить диагноз, от которого запустится весь механизм лечения. Без нашей микроскопической диагностики в принципе невозможно дальнейшее определение тактики лечения тех же самых новообразований. В основном у нас заболевания кровообращения, цереброваскулярные болезни, онкологические заболевания. Так что мы тоже лечим людей.
Вас может что-то удивить на работе?
Н.А.: Может, и часто. Это изменения при злокачественных образованиях, их необычный рост и наличие множества метастазов. И не всё укладывается в классификацию, по которой работаем много лет. Причины возникновения злокачественных образований множество и изучение их возникновения и лечения продолжается. Может не быть боли, а изменения злокачественные уже происходят. Пневмонии сегодня тоже протекают по-разному.
Вы рассказываете о своей работе новым знакомым? Как они реагируют?
И.М.: О своей профессии стараюсь не рассказывать, потому что за этим последует множество стереотипных вопросов. Первый вопрос, конечно, «Зачем ты туда пошел?», второй вопрос: «Ты кушаешь за тем же столом, где и работаешь?», еще есть стереотипы, что у нас всегда руки по локоть в крови и все сотрудники пьяные.
Опять же из-за специфичности профессии, бывают какие-то недопонимания с родственниками умерших?
Н.А.: Конечно бывают. Не всегда в силу человеческого фактора родные могут сразу принять заключения. В этом случае пишется заявление в следственный комитет проводится комплексная экспертиза.
Дадите совет живым?
И.М.: Главный совет живым – вовремя наблюдаться у врачей, не затягивать. Если что-то обнаружили, то лучше сходить и проконсультироваться. Поменьше ходить к «народным целителям». И, к сожалению, наблюдаю в нашем городе (да и в других городах тоже) такую тенденцию: косметологические кабинеты предлагают услуги по удалению папилломок и родинок. Лучше делайте это в поликлинике у хирурга, потому что за этими новообразованиями может крыться очень неприятное заболевание.
Последние новости
Под Новосибирском возведут бытовой городок для строителей Интеграда
Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области ищет подрядчика на обустройство бытового городка для строители микрорайона научно-образовательной деятельности «СмартСити — Новосибирск».

Памп-трек и фестивальная поляна появятся в сквере на Демакова в Новосибирске
Кроме того, в зеленой зоне будет установлен павильон «Амбар» На благоустройство сквера на улице Демакова мэрия Новосибирска планирует направить 181 млн рублей.
Стало известно, когда запустят речные прогулки в Новосибирске
Компания «Речфлот» опубликовала расписание первых в этом сезоне теплоходных прогулок по Оби.
Световой потолок в Центральном парке перевели на весенний режим работы
Центральный парк обновил режим работы светового потолка на аллее, ведущей к музыкальному театру.