Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение
Связанное с нарушением социальной адаптации, речевой функции и психического развития заболевание, известное как аутизм, становится все более распространенным. Даже несмотря на то, что происхождение этого заболевания до конца не ясно, ранняя диагностика и лечение имеют большие шансы на успех. Основная цель терапии заключается в обучении и социализации ребенка.
Согласно статистике, в США пропорция детей, страдающих аутизмом, составляет одного ребенка на 88 (или одного аутиста на 52 мальчика и 250 девочек). Возрастающее количество случаев аутизма вызывает серьезные опасения, но специалисты все еще не могут объяснить, что вызывает эту проблему.
В России официальных данных по этому поводу нет, поскольку такой учет не ведется, но по приблизительным оценкам, их число составляет десятки тысяч. Проблема диагностики и коррекции аутизма становится в первую очередь задачей родителей, так как медицинские учреждения России не мотивированы на это дело.
Специалисты утверждают, что аутизм является многофакторной проблемой, и нет одной единственной причины, которая могла бы вызвать это заболевание.
Аутизм - это сложное нейроразвитие, часто понимаемое как спектр расстройств, проявляющихся в области социального взаимодействия и коммуникации. Как правило, данное заболевание диагностируется у детей до 3 лет, и хотя его причины до конца не известны, возможным рядом стимулов для развития аутизма считаются:
- Генные модификации;
- Органические поражения центральной нервной системы (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
- Гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
- Воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
- Ртутное отравление, в том числе при вакцинации младенца;
- Чрезмерное употребление антибиотиков;
- Химическое воздействие на организм матери в период беременности.
Однако не существует доказательств того, что эти факторы могут быть главной причиной развития аутизма. Но исследования показали, что серьезное воздействие на ребенка может повысить риск возникновения аутизма, особенно если у ребенка есть наследственная предрасположенность к данной проблеме. В этом случае, также могут привести к аутизму факторы, такие как сильный испуг и перенесенная инфекция.
Для родителей детей с аутизмом очень важно проявлять терпение и последовательность в обучении и воспитании своего ребенка. Они должны создать в доме наиболее спокойную обстановку для него. Этого можно достичь, заботясь о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых и посещая психолога для консультаций.
Но помощь родителей необходима не только дома. Они должны помочь своему ребенку адаптироваться на улице, в детском саду и в школе. Родители должны упорно, но мягко помогать своему ребенку преодолевать его сопротивление и нежелание общаться. В конечном итоге они должны показать ему, что вполне возможно общаться словами, играть со сверстниками и так далее.
Методы лечения аутизма медикаментозными средствами обычно используются только для уменьшения отдельных симптомов, так как не существует лекарственной терапии для этого заболевания.
Лечение аутизма с помощью препаратов применяется для устранения неадекватных поведенческих реакций, таких как аутоагрессия, агрессия в отношении других людей, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства, а также повышенной двигательной активности. В подобных случаях нейролептики и психостимуляторы, являющиеся препаратами для стабилизации настроения, могут быть прописаны врачом.
Однако чрезмерное использование психотропных препаратов в лечении аутизма не рекомендуется. Хотя эти препараты могут помочь справиться с некоторыми симптомами, они также могут вызывать регрессию интеллектуальных и речевых способностей.
Дисбактериоз, обусловленный неправильной работой кишечника у детей-аутистов, является распространенной проблемой. Для решения этой проблемы педиатры рекомендуют использовать пробиотики, которые помогают восстановить правильный баланс в кишечнике.
Недостаток витаминов, минералов и аминокислот также может возникнуть у детей-аутистов и при их обнаружении необходимо принимать лекарственные комплексы, которые содержат витамины C, E, B6, B12, минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец и кислоты: фолиевую и липоевую.
Помимо всего перечисленного, для терапии аутизма может применяться также метод лечения с использованием полинасыщенных жирных кислот омега-3, которые содержатся в льняном семени, рыбьем жире и других продуктах. Такое лечение способствует снижению раздражения в кишечнике и успокаивает психику.
В случае, когда поджелудочная железа не выделяет достаточное количество гормона секретина, введение этого гормона может оказать положительный эффект на общее состояние больного и концентрацию внимания.
Нормализация стула и более эффективное усвоение пищи достигается за счет использования пищеварительных ферментов.
Избыточное количество дрожжевых грибков и патогенных бактерий, слабый иммунитет и дисбактериоз могут потребовать лечения антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными препаратами.
Лечение аутизма часто включает иммуностимулирующую терапию. Детям с аутоиммунными заболеваниями необходимо особое лечение с применением стероидов и иммуноглобулинов.
При избыточном содержании тяжелых металлов в организме может быть применено хелирование – метод вывода этих металлов при помощи специальных препаратов, таких как димеркаптосукциновая кислота (DMSA).
Существует специфический режим питания, который может помочь при проявлениях аутизма. Для этого необходимо следовать нескольким простым правилам:
- Исключите из своего рациона пищу, содержащую казеин (молоко) и глютен (пшеницу, рожь, овес, ячмень).
- Избегайте продуктов, содержащих консерванты и красители.
- Придерживайтесь бездрожжевой диеты.
- Снизьте потребление сахара.
- Увеличьте количество пищи, содержащей клетчатку.
- Пейте много воды.
- Отдавайте предпочтение белковой пище перед углеводной.
Соблюдение этого режима питания может существенно облегчить проявления аутизма.
Дети с аутизмом могут столкнуться с серьезными проблемами в содержании многих веществ, независимо от того, какой диеты они придерживаются. Недостаток витаминов A, E, C, B6, B12, B3, фолиевой кислоты, магния, таурина и микроэлементов, таких как цинк, селен, марганец, молибден, хром и ванадий, может быть одним из них. Кроме того, уровни адреналина, норадреналина и дофамина могут отличаться, а опиатоподобные гормоны (эндорфины) могут быть в повышенной концентрации.
Некоторые дети с аутизмом могут также иметь повышенное содержание определенных веществ, таких как ртуть, свинец, алюминий, мышьяк и сурьма, в своих организмах, что может приводить к большим проблемам в дальнейшем.
Но как лечить аутизм? Вся терапия аутизма, будь то поведенческая или медицинская, зависит от индивидуальных потребностей каждого ребенка. Лучше всего провести тесты на определение сопутствующих аутизму проблем, прежде чем принимать какие-либо лекарства. Врач сможет профессионально оценить, как лечить аутизм. Медикаментозные терапии и диеты могут быть эффективными, но не всем детям они помогают. Важно отслеживать эффективность терапии в каждом конкретном случае.
Для своевременного выявления аутизма у ребенка, родители должны внимательно наблюдать за его поведением и зафиксировать все нетипичные для детей этого же возраста проявления. Аутизм - это группа заболеваний, которые имеют общие симптомы, и эти симптомы становятся особенно заметными, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Ниже приведены основные признаки этого расстройства:
- Нарушение речи. Дети-аутисты могут значительно отставать от своих сверстников в развитии речи или не говорить вовсе. В возрасте до 12 месяцев такие дети не гуляют, могут издавать одни и те же звуки. В 2 года их словарный запас крайне беден - порядка 15 слов, а к 3 годам они почти не способны сочетать слова. Тем не менее, дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы, применять неологизмы, хотя многие из них не используют речь для общения. Они предпочитают описывать себя в третьем лице.
- Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь - с родителями. Дети с аутизмом редко смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Кроме того, аутисты часто противятся попыткам взять их на руки, приласкать. Они не замечают, что к ним кто-то обращается.
- Проблемы в социализации. Дети, страдающие аутизмом, испытывают дискомфорт, когда находятся среди других людей. В результате, они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, не понимают эмоции других людей и правила игр. Аутисты предпочитают уединение, что экранирует их от переживаний, вызванных неспособностью общаться со своим окружением.
- Приступы агрессии. Любое расстройство или неудача может вызвать у детей-аутистов вспышку гнева, истерику или физическую агрессию. У 30% таких детей подобное поведение может быть направлено на самих себя.
- Слабый интерес к игрушкам. Дети с аутизмом не знают, как играть с разными предметами, не могут изобразить одни предметы с помощью других, что связано со слабым развитием абстрактного мышления. Они не могут выполнить действия, которые требуют символического мышления, например, заменить ложку палочкой или залить пустую чашку игрушечного чайника. Кроме того, дети-аутисты часто не разделяют общеизвестную привязанность к игрушкам и играют нестандартно: например, крутят колесо игрушечной машинки вместо того, чтобы катать ее.
- Стереотипное поведение и боязнь перемен. Аутисты склонны к повторению одних и тех же действий на протяжении долгого времени, например, бегать по кругу, вертеть какую-то вещь или смотреть на вращающиеся объекты. Они придерживаются строгого распорядка и правил, действовать по-другому для них сложно и вызывает сильный стресс. Переезд в другую квартиру или ребрендинг бренда могут сильно нарушить их жизнь и вызвать реакцию в виде агрессии или истерики.
Все случаи заболевания детским аутизмом являются уникальными и индивидуальными. У некоторых детей аутизм может проявляться через все перечисленные симптомы, в то время как у других он может проявляться только через некоторые особенности поведения и речи. Существуют и более легкие формы заболевания, при которых аутисты заканчивают школу, создают семью и работают. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм быстро диагностируется докторами.
Детский аутизм можно распознать не только по поведенческим признакам, но и по физическим и физиологическим. Не все эти признаки встречаются у каждого ребенка, но все же существует тенденция к возникновению этих особенностей.
Некоторые из физических и физиологических признаков аутизма у детей включают в себя:
- Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие.
- Судороги.
- Ослабленный иммунитет.
- Синдром раздраженного кишечника.
- Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
- Нарушение функций поджелудочной железы.
Диагностика аутизма у детей: ключевые моменты
Определение аутистического спектра расстройств у детей возможно, если обнаружены трое из следующих симптомов: трудности в социальном взаимодействии, коммуникативные нарушения и повторяющееся, стереотипное поведение. Особенно важно учитывать, что при детском аутизме (классическом) все эти признаки проявляются в первые три года жизни ребенка.
Для более точного выявления аутизма у детей используется две международные классификации психических расстройств и заболеваний: МКБ-10 и DSM-5. Для точной медицинской диагностики необходимо наличие у ребенка не менее шести симптомов.
Для подтверждения диагноза специалист по данным видам заболеваний или нейропсихолог проводит исследование. Родители также указывают на особенности поведения ребенка и отвечают на вопросы из Опросника для диагностики аутизма (ADI-R). Для получения более детальной информации используется шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS). Если ребенка госпитализируют, то используют Оценочную шкалу детского аутизма (CARS). Эти базовые методы диагностики активно применяются в США и Европе.
В России диагностика аутизма у детей представляет сложность из-за отсутствия стандартов и соответствующего обучения медицинских специалистов. Нерегулярное поведение ребенка, заподозрить которое педиатр не всегда может, а также редкость сообщения об этом факте со стороны родителей, могут послужить причиной затруднительной диагностики. В случае подозрения на детский аутизм проводится медицинская комиссия, в состав которой входят невролог, психиатр, психолог и представитель узкого специалиста по болезням аутистического спектра. Кроме того, на комиссии должны присутствовать родители и воспитатели (если ребенок посещает детский сад).
Одна из самых сложных задач при диагностике аутизма заключается в дифференциации его из заболеваний, которые имеют похожие симптомы, особенно в раннем детском возрасте. В России проблема состоит также в нередких ошибках диагностики. Данная проблема является серьезной, поскольку аутизм у детей не лечится так же, как умственная отсталость или шизофрения. Неправильное лечение может лишить ребенка надежды на нормальную жизнь навсегда.
Журнал "Дифференциальная диагностика" исследует различия между расстройствами аутистического спектра (РАС), такими как детский аутизм, синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм. Хотя все формы РАС имеют общие черты, некоторые отличия могут помочь в проведении дифференциальной диагностики.
Детский аутизм, также известный как синдром Каннера, отличается от синдрома Аспергера тем, что у детей с синдромом Каннера заметно задержка в общении и в социальном взаимодействии. Но у детей со синдромом Аспергера интеллектуальное и речевое развитие не отстают от нормы.
Высокофункциональный аутизм - это другая форма РАС. Заболевание не влияет на интеллектуальное развитие и уровень IQ пациентов находится в пределах нормы. Однако у пациентов наблюдаются трудности в общении и социальных взаимоотношениях.
Детское дезинтегративное расстройство - наиболее опасный вид аутизма, и его распространенность растет. Эта форма РАС обнаруживается после четырех лет и сопровождается регрессом развития. У ребенка до этого возраста не было серьезных отклонений, но появление симптомов аутизма и последующий регресс развития являются признаками дезинтегративного расстройства. С усиленной терапией можно помочь таким детям.
Нарушение зрения или слуха может быть еще одной возможной причиной поведенческих отклонений у ребенка. Если ребенок не смотрит в глаза, не отвечает на вопросы и ведет себя отстраненно, то, возможно, ему нужно проверить органы чувств, особенно если отсутствуют ритуальные действия. В любом случае важно проводить дифференциальную диагностику, чтобы выбрать наиболее эффективные методы лечения и помочь детям с РАС.
У детей, страдающих умственной отсталостью, упрощается взаимодействие с миром. Они легче находят эмоциональный контакт, играют с игрушками и не проявляют склонность к однообразным движениям в раннем детском возрасте. В отличие от аутизма, у детей с умственной отсталостью отсутствуют специфические речевые расстройства.
Шизофрения довольно сложна в дифференциации с аутизмом, из-за схожести их симптомов. Тем не менее, детская шизофрения является гораздо более редким заболеванием, которое возникает после трехлетнего возраста. Галлюцинации, бредовые состояния проявляются у детей с шизофренией, однако их интеллект и речь страдают меньше, чем у детей с аутизмом.
Психическая и физическая отсталость вызывается госпитализмом (депривационный синдром), заболеванием, которое возникает из-за изоляции ребенка от матери. Дети, которые с рождения находятся в детских домах, или страдают от равнодушия и холодности своих родителей, подвержены этому заболеванию.
Чем раньше у ребенка будет выявлен аутизм, тем больший эффект даст терапия заболевания, помогая ребенку стать частью социума.
Как лечить и корректировать аутизм у детей
Существует множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как можно лечить аутизм у детей. Среди наиболее известных можно назвать такие, как "Прикладной анализ поведения" и "Игровое время" (Floor Time), а также ТЕАССН и другие, которые были разработаны в США. Во всех этих случаях терапия заключается в обучении детей определенным сценариям поведения и активном взаимодействии с ними. Важно отметить, что терапевтические результаты напрямую зависят от старательности родителей.
На данный момент в нашей стране еще не так много специалистов, которые занимаются реабилитацией аутистов по уже существующим методикам. Тем не менее, необходимо проявлять настойчивость при поиске компетентного психиатра. К сожалению, в коррекционно-развивающих учреждениях таким детям по-прежнему не уделяется достаточного внимания, однако эффективное взаимодействие с аутистами должно проводиться комплексно, включая рабочие встречи с психиатрическими специалистами, учебные заведения и детские сады. В любом случае, забота о детях с аутизмом лежит на первую очередь на родителях, независимо от того, в какой стране они живут.
Существует несколько важных подсказок, как помочь детям с аутизмом:
-
Прививание жизненно важных навыков ребенку должно основываться на повторении одних и тех же действий. Например, если ребенок уже научился мочить зубы, его следует снова и снова учить этому уроку.
-
Родители должны соблюдать строгий график дня для ребенка с аутизмом, и не нарушать его.
-
Разрешается только постепенная смена обстановки и привычек ребенка.
-
Родители должны как можно чаще общаться с ребенком и проводить с ним много времени.
-
Тем неменее, не следует повышать голос, ругать или наказывать ребенка, когда устанавливается контакт с ним.
-
Раннее эмоциональное взаимодействие с малышом поможет при раннем детском аутизме: брать на руки, прижимать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
-
Если оральное общение представляется трудным, возможно общение при помощи картинок и карточек.
-
Не следует позволять ребенку перенапрягаться, необходимо разрешить перерывы между занятиями, играми и временем в уединении.
-
Регулярные тренировки помогут малышам справляться со стрессом и установкой физической формы.
-
Не подавляйте инициативу ребенка и не спешите его в выполнении действий.
Фото: freepik.com