Упаковка молочных продуктов как фактор качества
За последние годы интерес к пластиковой упаковке для молочных продуктов значительно вырос в России. Ее доля в общем объеме используемых упаковочных материалов приблизилась к 40%. Сложившаяся экономическая и геополитическая ситуация в стране побудила отечественных производителей упаковки к наращиванию производственных объемов, чтобы удовлетворять потребности рынка, в то время, когда поставщики молочной тары повышают свои требования по качеству товара.
В этой статье мы рассмотрим различные виды упаковок для молочных продуктов и к каким требованиям российское законодательство их относит.
На рынке молочной продукции сегодня представлено огромное разнообразие упаковки, что заставляет покупателей проводить много времени возле прилавков, выбирая нужный продукт. Молочную продукцию фасуют в бумагу, картон, алюминиевую фольгу, ламинированную пленку, пластиковую, стеклянную и жестяную тару. Производители молочной продукции стремятся предложить клиентам действительно качественный и полезный продукт, для чего необходимо знать, какие материалы упаковки следует использовать для каждой группы молочных товаров, а также как вид фасовки может повлиять на сроки хранения продукции. В этой статье мы рассмотрим три основных вида молочной упаковки.
Первый вид – мягкая упаковка (фин-пак, берта-пак и др.). Она считается наиболее универсальной. Упаковка изготавливается из полиэтилена повышенной прочности и имеет форму пакета. Она наиболее часто используется для розлива пастеризованного молока. Главные преимущества мягкой упаковки – это ее низкая себестоимость и малый вес. Однако есть и некоторые недостатки: у мягкой упаковки низкие сроки хранения продукта, и упаковка теряет свою форму после вскрытия.
Второй вид – полужесткая упаковка, которая может быть произведена из термопластичных материалов, таких как полиэтилентерефталат, полистирол, полипропилен и других. Она обладает преимуществами перед полиэтиленовыми пакетами благодаря наличию формы и предусмотренной конструкцией крышки, пленки или фольги для ее закрытия. Термопластичные материалы хороши для хранения кисломолочной продукции. Йогурты, сметана, ряженка, творог часто фасуются именно в такую упаковку. Полужесткая упаковка удароустойчива, сохраняет форму и, если используется многослойный барьерный материал и газовая среда при упаковке, увеличивает сроки хранения продуктов в 2-3 раза.
Третий вид – полужесткая упаковка из листовых и комбинированных материалов (тетра-пак, тетра-брик, пюр-пак, элопак и др.). Это картонные пакеты различных видов, которые сегодня являются популярным и распространенным решением для упаковки. Прочность материала, легкость, компактность и высокая экологичность (может подвергаться вторичной переработке) делают этот вид упаковки привлекательным. Самый популярный пакет данного вида фасовки называется тетра-пак. Он полностью защищает продукт от света и позволяет хранить молочную продукцию в течение длительного времени.
Ежегодно в России производится около 33 млн тонн молока. Согласно данным Международной молочной федерации (IDF), потребление молока на душу населения в год составляет 173 литра в России, тогда как медицинская норма потребления – 392 литра, включая цельное молоко, которое должно составлять 116 литров.
Оформление молочной тары: маркировка и дизайн
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), требования к маркировке тары на молочной продукции являются обязательными. Так, на упаковке должны быть указаны наименование товара, масса нетто, дата изготовления, срок хранения и штрих-код. Кроме того, документ прописывает обязательность указания цифрового и/или буквенного обозначения материала, из которого изготовлена тара, а также пиктограммы и символов согласно требованиям технического регламента. Производитель также может указать рекомендации для потребления продукта, сведения о максимальном содержании насыщенных жирных кислот, трансизомеров жирных кислот и других параметров.
Что касается дизайна упаковки молочной продукции, то на данный момент конкретных требований к нему не существует. Однако, как правило, используются устоявшиеся мотивы, связанные с оформлением тары данной категории продуктов, такие как зеленые луга, пятнистые коровы и белый фон упаковки. Некоторые производители более креативно подходят к вопросу оформления упаковки, предлагая своим потребителям нестандартные дизайнерские решения, например, молоко можно купить в бутылке с двумя горлышками в Лондоне, в Новосибирске оно продается в картонной упаковке в виде головы Бэтмена, а в Северодвинске выпускают молоко в коробках черного цвета. Креативный дизайнер из Техаса даже разработала упаковку, которая имитирует коровье вымя - потребителю приходится сдавить коробку рукой, чтобы налить молока, образуя таким образом движения, которые совершаются в процессе доения животного.
Как выбрать оптимальную упаковку для молочных продуктов
Хотя каждый год производители молочной упаковки предлагают новые технические и маркетинговые решения, определенные тенденции можно отметить в соотношении типа продукции и вида упаковки.
Молоко и жидкие молочные продукты обычно разливают в пластмассовые бутылки из поликарбоната и полиолефинов, а также пакеты из комбинированных материалов. При асептической обработке упаковка приобретает высокую степень гигиеничности, что делает продукт безопасным для употребления и увеличивает срок его годности.
Кисломолочная продукция обычно фасуется в полужесткую тару, изготовленную из комбинированных материалов, а также в полужесткую тару небольшой вместимости, изготовленную из ударопрочных материалов. Многослойные и комбинированные упаковки с добавлением белого пигмента в наружных слоях и черной сажи в среднем слое имеют высокую непрозрачность, что обеспечивает сохранность продукта на длительный срок.
Для творожной продукции и сливочного масла важно обеспечить высокую жиронепроницаемость и прочность во влажном состоянии. Для этой категории товаров подходят пергаментная бумага, пакеты из термопластов, ламинаты на основе бумаги и термопластов, фольга двух- и трехслойной конструкции, а также полужесткая тара из ламинатов на основе картона и полимерных материалов.
Традиционной упаковкой для мороженого являются материалы на основе бумаги, такие как пергамент, пергамин, подпергамент, парафинированные и ламинированные материалы в сочетании с термопластами, алюминиевой фольгой и др. Мороженое, содержащее не менее 5% молочного жира, упаковывают в стаканчики из полипропилена, которые легко герметизировать, используя горячий и холодный способы склеивания.
Для упаковки мягких сыров применяют парафинированные композиции, монопленки из полимерных материалов, комбинированные материалы с различными структурами и сочетанием слоев, расплавы, растворы и водные дисперсии из высокомолекулярных соединений различной химической природы.
Детское питание упаковывают в пакеты тетра-брик-асептик, состоящие из нескольких слоев полиолефинов, картона и алюминиевой фольги, которые обеспечивают форму упаковки, влагостойкость и герметичность. Сухие молочные смеси обычно упаковывают в картонные пачки с вкладышем из полимерных материалов типа цефлена. Пластиковые термоформованные стаканчики из полипропилена все чаще используют для упаковки детского питания. Этот материал разрешен для пакования пищевых продуктов для детей и обеспечивает продукту длительное хранение в упаковке.
Молочные продукты пользуются популярностью среди потребителей, и выбор правильной упаковки является одним из важных критериев, на которые необходимо обратить внимание при ее изготовлении. Важным фактором при выборе упаковки является удобство и легкость использования, что может значительно повлиять на решение покупателя.
Современные технологии предоставили производителям разнообразные способы закрытия и открытия упаковки для молочных продуктов. Некоторые из них, такие как перфорация, отрывной ярлычок, пластиковая крышка, крышка обтекаемой формы и отверстие для соломинки, являются самыми популярными на настоящий момент.
Однако, наиболее распространенным видом упаковки является пластиковая тара в форме стаканчиков, которая широко используется для различных молочных продуктов, таких как сметана, майонез, йогурты и творожные сыры. Такая упаковка имеет низкую стоимость и может быть индивидуализирована в соответствии с требованиями производителей и потребителей. Упаковки из полипропилена с внутренним высокобарьерным слоем EVOH способны увеличить срок хранения молочных продуктов. Кроме того, этот вид упаковки может иметь различные способы открытия/закрытия, например, пленку с крышкой-нахлобучкой или без нее, крышку-нахлобучку и высечку из фольги.
Одной из новейших технологий в упаковке молочных продуктов является асептическая упаковка. Это способ стерилизации продукта и упаковки, которые затем заполняются пищевым сырьем и закупориваются в условиях стерильности, что увеличивает срок хранения продукта и не требует применения консервантов. Такая тара обычно состоит из картона, полиэтилена и алюминия.
Использование безопасных для человека газомодифицированных смесей также является одним из новших подходов к фасованию молочных продуктов. В таком случае, смеси создают антибактериальную среду в таре, что позволяет продлить срок хранения продукта и сохранить вкусовые качества, без использования консервантов.
Современные производители молочной упаковки предлагают широкий выбор изделий, разнообразных по форме, материалу изготовления и подходам фасования. Эта многообразность усложняет процесс выбора, но также позволяет производителям создавать наиболее инновационную упаковку, отвечающую требованиям потребителей.
Фото: freepik.com