Работа мерчандайзером: краткий обзор специальности
Мерчендайзер, или, согласно правилам русского языка, "мерчандайзер", является экспертом в области маркетинга, который отвечает за организацию продаж. Его задачей является продвижение конкретного товара или продукции бренда. В данной статье мы рассмотрим, какие задачи выполняет мерчандайзер в магазине и кто может стать таким специалистом.
Одна из наиболее распространенных профессий в сфере продаж - мерчандайзер. Несмотря на то что данная должность появилась в прошлом веке, суть деятельности остается не очень понятной для многих. Мерчандайзер - это специалист, который занимается стимулированием продаж, однако не взаимодействует напрямую с клиентами. Его работа заключается в том, чтобы организовать эффективный контакт покупателей с продукцией.
Работа мерчандайзера включает в себя выстраивание баланса между пятью элементами: товаром, местом, временем, объемом и стоимостью. Он должен иметь понимание того, с чем имеет дело, учитывать специфику локации, временные рамки и объем товара, а также принимать во внимание его стоимость. Если все факторы будут учтены, увеличение объема продаж может достигнуть 200-300%. Но для этого очень важно правильно подобрать мерчандайзеров.
Некоторые люди ошибочно считают, что главным элементом работы мерчандайзера является выкладка товаров. На самом деле это всего лишь одна из его обязанностей. Важнее всего правильно разместить продукцию, зная, как это повлияет на решение покупателей. Мерчандайзер отвечает за множество задач, включая изучение покупательского интереса, формирование ассортимента, конкурентный анализ и отчетность. Эти элементы помогают улучшить результаты продаж и добиться успеха в работе.
Часто в сфере мерчандайзинга контроль осуществляется супервайзером по мерчандайзингу. И хотя начать работу можно с должности мерчандайзера, через некоторое время есть возможность дорасти до руководителя. Для этого необходимо проявлять внимание к аналитике и отчетности, а не только заниматься выкладкой товаров.
Работа мерчандайзера: виды и возможности
Для того чтобы понять, как работает мерчандайзер, сначала необходимо определить его основную цель. А затем рассмотреть различные способы, которыми он достигает этой цели.
Основным местом работы мерчандайзера являются гипермаркеты и супермаркеты. Его могут закрепить за конкретной торговой точкой, в таком случае его называют стационарным. Однако, если мерчандайзер перемещается между различными магазинами в течение рабочего дня, то его называют мобильным. Но даже будучи мобильным, территория его деятельности может быть ограничена в соответствии с определенной торговой сетью или географией.
Существует несколько разновидностей мерчандайзеров в зависимости от подхода к их основным функциям:
- Технический мобильный или стационарный мерчандайзер, который занимается размещением продукции на полках и может работать как в одном магазине, так и перемещаться по сети.
- Визуальный мерчандайзер, создатель атмосферы, который знает, что кроме вида товара, важно создать правильную обстановку в магазине. Он работает чаще всего в одном магазине, создавая в нем неповторимую атмосферу.
- Перекрестный стационарный или мобильный мерчандайзер, который формирует тематические зоны под свой продукт. Он анализирует, вместе с чем покупают тот или иной товар (например, блины - как правило рядом с маслом).
График работы мерчандайзеров обычно очень гибкий. Он может быть частичной занятостью в разных форматах: от неполного рабочего дня до нескольких смен или по графику 2/2, а также работать только по выходным дням.
Основные требования, которые предъявляются работодателями к мерчандайзерам, доступны даже для соискателей без высшего образования. Перечень необходимых качеств для этой сферы деятельности не слишком велик:
- Гражданство Российской Федерации или законное разрешение на работу на территории страны (например: патент, вид на жительство или разрешение на временное проживание);
- Наличие медицинской книжки;
- Наличие физических навыков, в частности, выносливости, оперативности, а также готовности к работе на ногах весь рабочий день;
- Важным значением обладают личные качества, такие как внимательность, коммуникабельность, понимание психологии, энергичность, а также желание постоянно обучаться.
Даже без опыта работы, но с готовностью проходить стажировку и углубляться в профессию, мерчандайзер может рассчитывать на трудоустройство. Работодатель ожидает от своих сотрудников ответственного и дисциплинированного подхода к работе, все остальное приходит со временем.
Вакансии мерчандайзера выходного дня, работы на неполную ставку или график 2/2, пользуются большим спросом среди студентов. Это отличная возможность для заработка без потери учебного времени. А для тех, кто изучает маркетинг, это может стать полезной практикой и первым шагом на пути к профессиональному росту.
Статья "Зарплатный вопрос"
Журнал "Сегодняшний бизнес" выясняет, сколько можно получать, работая мерчандайзером в магазинах. Заработок специалистов по продвижению товаров зависит от региона и зоны ответственности. По данным на март 2019 года в среднем по стране мерчандайзеры получают около 31 200 рублей.
Несмотря на то, что наибольшее количество вакансий мерчандайзера находится в Московской и Ленинградской областях, уровень зарплаты в этих регионах не является лидирующим. В Москве максимальный доход может достигать 75 000 рублей, а в Санкт-Петербурге — 52 000 рублей. Кроме того, размер зарплаты может зависеть от нескольких факторов: вида занятости (полная, частичная, вахта), места работы (крупный ритейлер, небольшой сетевой магазин, несетевые точки) и наличия дополнительных обязанностей (водителя, грузчика, товароведа).
Важно отметить, что работа мерчандайзера с неполным рабочим днем может быть выгодной, так как позволяет сотрудничать сразу с несколькими компаниями. Это, в свою очередь, может увеличить доход.
Итак, хоть для работы мерчандайзера не требуется высшее образование и глубоких экономических знаний, эта профессия имеет свои перспективы. Специалист по продвижению товаров может обеспечить себе достойный заработок и повышать свой статус в карьере.
Фото: freepik.com