Шарико-винтовые передачи (ШВП) от производителей: типы, изготовление по чертежам, стоимость
Шарико-винтовые передачи (ШВП) находят свое применение в исполнительных механизмах и станках. Основной задачей ШВП является преобразование вращательного движения привода в возвратно-поступательное движение конкретного узла, такого как каретка. Безусловно, качество и технические характеристики ШВП существенно влияют на точность позиционирования и эффективность работы всего механизма.
Всё о ШВП: типы и особенности применения
Шарико-винтовые пары (ШВП) представляют собой конструкцию, состоящую из гайки и винта с криволинейным профилем, имеющего резьбовые канавки, в которых находятся шарики для качения. ШВП используются там, где необходимо преобразовать вращательное движение в линейное. Они нашли применение в различных сферах, таких как металлургия, машиностроение, авиация, автомобильная отрасль, текстильная и пищевая промышленность.
С развитием DIY-технологий на основе ШВП создаются линейные модули, которые включают в себя корпус из металлического профиля, сервоприводы, элементы измерения и автоматики. Эти модули со ШВП являются основой для будущих станков с ЧПУ и 3D-принтеров.
Преимущества шарико-винтовых пар:
- Отсутствие потерь на трение скольжения;
- Высокий КПД преобразования (от 90% и выше);
- Высокая точность позиционирования и осевая жесткость;
- Хорошие динамические показатели при малой мощности и крутящем моменте привода;
- Относительно небольшие габариты.
Технические характеристики ШВП зависят от области их применения. Класс точности определяется шагом резьбы, геометрическими допусками, гладкостью поверхности, наличием люфта, начальным моментом и допустимой рабочей температурой.
По назначению и условиям работы ШВП делятся на два типа: с зазором и с натягом.
ШВП с зазором имеют малую точность из-за осевого люфта и применяются там, где перемещение измеряется отдельно, независимо от угла поворота винта. Такие ШВП используются в приводах дверей, вентилей, заслонок, в транспортных задачах, в станочных механизмах и литьевых машинах. ШВП с зазором называют транспортными, класс точности которых соответствует стандарту ISO 3408 — Т1, Т3 и Т5 (8-12 мкм). Для улучшения показателей ШВП с зазором создают преднатяг в механической системе. Преднатяг увеличивает диаметр шариков относительно винтовой канавки или применяют сдвоенную гайку. Это помогает снизить совокупную вибрацию на стержне и стабилизировать положение оси гайки относительно оси винта.
ШВП с натягом (прецизионные) используют для высокоточных задач, где мертвый ход недопустим: в робототехнике, станках с ЧПУ, координатных столах и контрольно-измерительном оборудовании. В таких ШВП гайка прочно связана с рабочим узлом (суппортом). Жесткая зависимость между поворотом винта и движением гайки позволяет снизить динамические нагрузки на стержень.
По способу изготовления ШВП делятся на катанные и шлифованные.
Катанные ШВП изготавливают методом холодной прокатки. Резьба выдавливается валками на поверхности винта. Из-за зернистой структуры катанные ШВП используются как транспортные, с меньшей плавностью и точностью перемещения.
Шлифованные ШВП винтовые канавки подвергаются закаливанию и многоступенчатой шлифовке, что позволяет использовать их в высокоточном оборудовании и маркировать как прецизионные. Классы точности ШВП от П1 до П5 (6-8 мкм).
Известен способ прецизионной накатки, который комбинирует оба метода обработки резьбы. У таких винтов гладкая поверхность, как у шлифованных ШВП, при меньших затратах на производство.
Стандартные ШВП выпускаются с диаметром винта 16-125 мм, длиной до 3000 мм и шагом резьбы от 1,5 до 50 мм. Для специфических задач изготавливаются ШВП нестандартного типа, длиной до 6000 мм.
Производители ШВП
ШВП производят многие мировые компании, включая Hiwin, Tbi Motion (Тайвань), KSK Precise Motion (Чехия), PMI Group, CNC, CHTR (Китай), THK, NSK (Япония), Steinmeyer, Bosch Rexroth (Германия), «Микрон» (Украина), SBC (Корея), SKF (Швеция), Gewinde (Швейцария).
Японские, немецкие и шведские производители предлагают высокотехнологичные ШВП для широкого спектра задач, включая стандартизированные и заменяемые ШВП, высокоскоростные, для больших нагрузок, специальной конструкции с твердыми покрытиями и т.д. Однако стоимость таких изделий, как правило, в 2-2,5 раза превышает цены на российские аналоги.
Среди российских производителей ШВП можно выделить такие компании, как «Техникс», «Точмаш» (г. Санкт-Петербург), «Технический центр Н» (г. Ярославль), «Инмаш» (г. Стерлитамак) и ПКФ «Станкосервис» (г. Рязань).
Важно понимать, что стоимость ШВП зависит от многих факторов, включая область применения, длину винта, класс точности, качество высокоуглеродистой стали, способ деформации и обработки канавок, вид фланца, диаметр шариков и другие характеристики.
Для повышения долговечности ШВП обычно применяют типовые защиты от попадания пыли, опилок и агрессивных веществ на винт, такие как войлочные и резиновые уплотнители, гофрочехлы и сильфонные защиты ходового винта.
При изготовлении ШВП по чертежам цена определяется по себестоимости производства на 1 мм винта. Поэтому при заказе у некоторых китайских компаний, например, может быть низкая цена, но это грозит экономией на всем подряд, включая количестве металла, качестве резьбы и шлифовки, толщине уплотнителей и других параметрах. Российские ШВП стоят в два раза дороже китайских, но при этом стоят в два раза дешевле европейских аналогов. Кроме того, возможность прямого контакта с производителем и поэтапного контроля при изготовлении делает отечественное производство привлекательным для заказчика.
При заказе ШВП важно не запутаться в маркировке. Хотя различные бренды используют разные обозначения, принцип их составления одинаков. Например, завод «Микрон» использует кодировку по схеме ОМВ 00 iAk-DxPRn-LxI-00-P3. Здесь ОМВ 00 обозначает тип гайки, i обозначает число рабочих контуров (1-6), A обозначает тип фланца, k обозначает расположение отверстий, D обозначает диаметр резьбы, P обозначает шаг резьбы, R обозначает направление резьбы (R - правое, L - левое), n обозначает число заходов резьбы (1-3), L обозначает длину винта, I обозначает длину резьбы, 00 обозначает тип левой и правой присоединительных поверхностей винтов, а Р3 обозначает класс кинематической точности резьбы по ISO 3408.
Заголовок: Стоимость шарико-винтовых передач: как выбрать подходящий вариант?
Шарико-винтовые передачи (ШВП) являются одними из важных элементов в станках, которые обеспечивают точность перемещения. В этом материале мы рассмотрим различные варианты ШВП и их стоимость на июнь 2020 года.
Итак, катанные и шлифованные ШВП значительно отличаются по цене из-за различий в сложности изготовления. Многие производители по умолчанию ставят цену только на катанную ШВП, что может приводить к недопониманию. Если вы хотите купить ШВП для высокоточного станка, обратите внимание на это.
Далее мы представляем диапазон цен на стандартные и специальные ШВП на начало июня 2020 года:
- 1П756ДФ3.18.000 (Россия), катанная, общая длина 1930 мм, длина резьбы 1020 мм — от 80 тысяч рублей;
- 1П756ДФ3.55.000 (Россия), катанная, для токарных станков, общая длина 885 мм, длина резьбы 674 мм — 90–100 тысяч рублей;
- СМ2116-311 СБ (Россия) для станков с ЧПУ, точность 20 мкм — 90–105 тысяч рублей;
- 6Р13Ф3-00.001 (Россия) для консольно-фрезерных станков, класс П3, общая длина 1596 мм, длина резьбы 1204 мм — 130–150 тысяч рублей;
- SFU-R3210 TECHNIX (Россия), диаметр винта 32 мм — от 69 рублей/см (в среднем 80–100 тысяч рублей за винт длиной от 1000 см);
- SFU-R2505 TECHNIX (Россия), диаметр винта 25 мм — от 33 рублей/см (30–45 тысяч рублей винт длиной от 1000 см);
- ШВП CNC (Китай) из серии SFU для станков с ЧПУ, длина винта 605 мм — 3–4 тысячи рублей, 800 мм — 4–5 тысяч рублей;
- ШВП Tbi OFUR2505T4-DGC5-500-P2 (Тайвань) с натягом, класс С5, длина 500 мм — 20–25 тысяч рублей;
- ШВП Tbi OFUR2505T4-DGC5-860-P2 (Тайвань) с натягом, класс С5, длина 800 мм — 28–32 тысячи рублей;
- ШВП Hiwin 1R25-10T3-FSI-1500-0.05 (Тайвань) с зазором, класс С7, длина 1500 мм — 18–22 тысячи рублей;
- ШВП Hiwin R20-05T3-FSI (Тайвань) с зазором, класс С7, длина 400 мм — 8–10 тысяч рублей.
Стоит отметить, что качество ШВП существенно влияет на точность перемещения, особенно для стационарных станков и систем с управлением и позиционированием. При изготовлении специальных прецизионных передач необходим ответственный подход. Важно не экономить на точности и эффективности производства, но и не переплачивать за ноу-хау.
Информация о ценах приведена для ознакомления и не является публичной офертой на продажу ШВП.
Фото: freepik.com