Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции

Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции

Тема пожарной безопасности остается очень актуальной для нашей страны и ее организаций. Например, по официальной статистике МЧС, из января по сентябрь 2017 года в России было зафиксировано около 95 000 пожаров, причинивших ущерб в 11 миллиардов рублей. В результате этих пожаров 5 000 человек погибли, а еще почти 6 700 были травмированы. Эта печальная статистика побуждает государство укреплять контроль и требования в отношении пожарной безопасности каждый год. Теперь они распространяются не только на здания и сооружения, но также на производимую продукцию и материалы.

Если не выполнять требования пожарной безопасности (особенно к продукции без сертификата), то это может привести к опасным последствиям. К примеру, 5 декабря 2009 года в клубе "Хромая лошадь" произошел пожар, который стал локальной катастрофой и унес жизни 156 человек. Большинство погибших были отравлены токсичными газами, образовавшимися при горении отделочных материалов.

Общие требования пожарной безопасности в Российской Федерации установлены рядом документов, включая нормативные акты ведомственного и регионального уровней. Наиболее значимыми являются Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», рассмотрим данный закон подробнее.

Федеральный закон № 123-ФЗ является основным законодательным актом в области пожарной безопасности. Он описывает требования к различным объектам и видам продукции и устанавливает обязательные сроки адаптации к новым требованиям. Закон имеет большое значение для производителей категорий товаров, подпадающих под действие регламента, а также для их законных представителей.

Нарушение общих требований пожарной безопасности может привести к возникновению пожаров, которые по статистике МЧС наиболее часто происходят в зданиях жилого сектора, транспортных средствах, производственных, складских и торговых помещениях. Основными причинами пожаров являются неосторожное обращение с огнем и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и электроприборов.

В целях обеспечения пожарной безопасности государственная противопожарная служба осуществляет регулярный контроль за соблюдением требований законов и иных нормативных актов, а также проводит мероприятия по профилактике пожаров и обучению населения основам безопасности.

Статья «123-ФЗ: Альфа и Омега технического регулирования в области пожарной безопасности» является федеральным законом № 123-ФЗ, который определяет технические требования пожарной безопасности, применяемые к объектам защиты, продукции и имуществу. Закон состоит из 8 разделов и приложения из 30 таблиц, которые включают в себя правила пожаробезопасности в отношении веществ и материалов, строительных конструкций, инженерного оборудования и электротехнической продукции.

Цель федерального закона – обеспечение защиты государственного, муниципального и частного имущества, а также жителей РФ от пожаров и их последствий. Положения документа должны использоваться не только при проектировании, но также при эксплуатации объектов защиты и при разработке технической документации.

Каждый раздел Закона по сути представляет собой технические требования пожарной безопасности по отношению к различным объектам защиты. Раздел 2 относится к поселениям и городским округам, Раздел 3 посвящен зданиям и сооружениям, Раздел 4 — производственным объектам, Раздел 5 — пожарной технике, Раздел 6 — продукции общего назначения.

Раздел 6 Закона № 123-ФЗ устанавливает правила пожаробезопасности в отношении веществ и материалов, в том числе — строительных, отделочных, текстильных и кожевенных. Кроме того, в раздел включены средства огнезащиты, строительные конструкции и инженерное оборудование, электротехническая продукция и электрооборудование.

Для производителей особенно важным является Раздел 7, в котором устанавливаются принципы и правила оценки соответствия объектов защиты. Оценка соответствия является обязательной процедурой и может проводиться в форме сертификации или декларирования. Без нее невозможно ввести в эксплуатацию ни одно здание или выпустить на рынок тот или иной товар, импортированный или произведенный в России, на который распространяется действие настоящего Федерального закона.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и являются единственными документами на территории России, подтверждающими безопасность продукции. Перечень продукции, подлежащей сертификации или декларированию в обязательном порядке при ее помещении под таможенные процедуры, изложен в постановлении Правительства РФ № 241 от 17 марта 2009 г.

Схемы сертификации разделены на категории, первая категория применяется к серийно выпускаемой продукции, а вторая к ограниченным партиям продукции. При обозначении схем используются буквы С (сертификация) и Д (декларирование).

Схема выбирается производителем или продавцом в зависимости от типа производимой продукции и может включать в себя различные меры и порядок действий, в зависимости от применяемой схемы сертификации. Например, схема 3с применяется только для получения нового сертификата взамен старого на ранее сертифицированную продукцию.

Декларирование является особенно актуальным для компаний, чья продукция уже находится на таможне, так как декларация может быть получена даже за 1 день. Оценка соответствия является обязательной процедурой для всех объектов защиты, продукции и имущества, представленных на рынке РФ.

Ответственность за выполнение требований технического регламента по пожарной безопасности лежит на государственных органах, частных лицах и организациях. Надзор за их выполнением осуществляет Государственная противопожарная служба МЧС России (ГПС МЧС РФ).

В прошлом МЧС занималось аккредитацией испытательных лабораторий и органов сертификации, но с 1 ноября 2011 года эта функция была передана Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитация). Нельзя не учитывать тот факт, что аккредитованные лаборатории и органы по сертификации несут ответственность за безопасность сертифицированной продукции наравне с производителями. В случае декларирования продукции ответственность за ее безопасность лежит на производителе.

Росаккредитация следит за эффективностью работы органов сертификации и лабораторий, проводит регулярный инспекционный контроль и ведет реестр данных организаций.

Федеральный закон № 184-ФЗ обязует изготовителя и продавца нести ответственность за соблюдение требований технических регламентов, их нарушение может привести к вреду физическим или юридическим лицам. При этом КоАП РФ детализирует административную ответственность, в том числе за отсутствие в технической документации обязательной информации о пожароопасности, и определяет размеры штрафов для юридических лиц и должностных лиц.

Кроме того, КоАП РФ устанавливает размеры штрафов для нарушений требований пожарной безопасности в зависимости от степени причиненного вреда здоровью человека и имуществу. Нередко нарушения пожарной безопасности приводят к приостановлению деятельности фирмы на срок до 90 дней в соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ.

В Уголовном кодексе РФ в статье 219 также прописана ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, которая может привести к принудительным работам или лишению свободы на срок до 7 лет.

В связи с этим, при выявлении нарушений пожарной безопасности следует обращаться в сертификационный центр, аккредитованный в области пожарной безопасности, где эксперты помогут выбрать правильную схему подтверждения соответствия и оформить необходимые документы в кратчайшие сроки.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *